«По образованию я физик, по характеру – лирик, а по духу – путешественник», – так о себе говорит Владимир Зайцев (факультет ФТ’ 77), знаменитый российский режиссёр, путешественник, продюсер документальных научно-просветительских фильмов и программ, выпускник МИЭТа. Биография Владимира Васильевича связана с глобальными экспедиционными проектами, телевидением и кинодокументалистикой. Сегодня он является сооснователем и генеральным директором АНО «Лаборатория Фёдора Конюхова», координатором проектов Учебного центра Института цифрового образования (ИЦО) и членом Международного союза журналистов.
Владимир Зайцев
– Владимир Васильевич, расскажите о себе и о том, какие компетенции стали источником вашего потенциала в работе.
– Говоря на современном языке, я отношусь к поколению «бумеров» – тех, кто родился после Великой Отечественной. Мы воспитывались в иных условиях. Мой отец, ветеран, был военным, поэтому постоянное изменение обстановки и окружения, спартанский образ жизни в гарнизонах закалили меня уже в детстве. По натуре я оптимист, коллективист, работяга, неплохой организатор. После окончания МИЭТа, поработав в НИИМЭ и отслужив затем два года на полигоне в Казахстане, вернулся в Зеленоград, где устроился в НИИ «Научный центр» – головной институт крупнейшего в СССР НПО. Занимался сопровождением спецпроектов, а также разработкой и внедрением первых отечественных компьютерных классов в учебные заведения страны. Появление в середине 1980-х курса основ информатики и вычислительной техники в школах, первые учебные сети и первые в Союзе эксперименты с дистанционным образованием – это и моя заслуга. К тому же, я был избран в секретари комсомольской организации НИИ НЦ (без осво¬бождения от основной работы), что увеличивало число степеней свободы в реализации творческих инициатив. Широкий круг контактов в Зеленограде – «Кремниевой долине СССР» и вотчине миэтовцев – давал возможность выходить на любые НИИ, заводы, городские структуры. Впоследствии, уже после перестройки, это позволило мне проводить натурные испытания опытных образцов зеленоградских изделий МЭА в экстремальных экспедициях Фёдора Конюхова, с которым мы уже 30 лет как партнёры. Я устанавливал радиобуи, эхоответчики, солнечные батареи на яхте, лодке, нартах или прямо на боку верблюда Фёдора. Разработчикам для выхода с продукцией на зарубежный рынок требовалось договариваться с какими-то англичанами, платить им большие деньги за тестирование. А тут – супериспытание на глазах у всего мира! Хорошо всем: и путешественнику, и производителям. Однажды благодаря сигналам с такого прибора перевёрнутая штормом яхта Фёдора Конюхова была обнаружена спасателями США и доставлена на буксире в порт Чарльстон. Надо было видеть радость главного конструктора «Компонента» Петра Панасенко, когда я вернул ему из кругосветки уникальный прибор для детального анализа. Лучшего не придумаешь! Кстати, на Западе тогда таких ещё не делали.
– С чего началось ваше участие в телеви¬зионном обучении?
– Михаил Карпенко, учредитель Современного гуманитарного университета и Телекомпании СГУ ТВ, сделал упор на спутниковое телеобучение, поскольку интернета в то время практически не было, а через спутник можно было охватить сигналом очень большую территорию. Глядя вперёд и приглашая к сотрудничеству Фёдора Конюхова, он пригласил и меня – члена его Экспедиционного штаба – для работы в НИИ Телевизионного обучения при СГУ. Я как руководитель собственной научно-производственной компании «ГринХЭД» и вице-президент киностудии «Пилигрим-Видео» в то время имел активные партнёрские связи с Центральным и Российским телевидением (программы «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича, «Пилигрим» Стаса Покровского). И вот мы со Стасом подумали, что университетский канал в его нынешнем виде – это стрельба из пушки по воробьям. Записываются на кассеты и потом передаются через спутник в филиалы только лекции в рамках учебных дисциплин. А ведь на базе уже имеющегося можно сделать полноценный общероссийский канал и запустить по нему телекурсы, познавательные, образовательные и иные программы, передачи и фильмы – для всех! Что мы и осуществили в 1998 году. Это был первый в России, самый мощный по охвату и бесплатный спутниковый телеканал. Наши первые регулярные познавательные программы, автором которых я являюсь – «Пангея», «Под солнцем Ойкумены», «Зеркало жизни», «Интеллект и технологии»…
Компьютерный класс КУВТ УКНЦ
– При входе к вам в Институт цифрового образования висит плакат со словами Эйнштейна: «Образование – это то, что остаётся после того, когда забываешь всё, чему учили». Какие знания, полученные в МИЭТе, помогли вам в жизни?
– Я благодарен МИЭТу, передовому и самому молодому в то время техническому вузу, за фундаментальную образовательную базу, которую он мне дал. И за понимание необходимости постоянного самообразования не только в точных, специальных дисциплинах, но и гуманитарных, социально- экономических, политико-философских. Спасибо профессорам и преподавателями – Я.С. Бугрову, П.К. Суетину, Т.Д. Шермергору, В.И. Скобелкину, Ю.И. Пашинцеву, А.С. Овчинникову, М.А. Королёву…
Ещё старшекурсником в лаборатории НИИМЭ я занимался исследованием возможности создания перспективных приборов на основе GaAs. Не уступали в этом Западу. Затем как молодой специалист – запуском на «Микроне» прецизионного оборудования для изготовления фотошаблонов нового поколения. Через 10 лет получил медаль ВДНХ за разработку и внедрение комплекта учебной вычислительной техники (КУВТ) – первого компьютерного класса в России, собранного на базе зеленоградских «персоналок» УКНЦ (учебный компьютер научного центра. – Прим. ред.). Мы «бодались» с чиновниками, которые предпочитали закупку старых японских ПК «Ямаха», мониторы их ужасно фонили, уровень излучения многократно превышал допустимый. В специально созданном школьном компьютерном центре в 4-м микрорайоне, которым я руководил, жители впервые могли получить информационные услуги, в том числе доступ к компьютерным (разработанным у нас!) играм.
Во время перестройки создал несколько молодёжных творческих коллективов (КТМК, ВТК), которые обеспечивали запуск и обслуживание компьютерных комплексов в школах, техникумах, вузах по всей стране. И даже в родной школе Горбачёва в Ставрополье. Объединив через школьный центр специалистов зеленоградского «Научного центра», Латвийской академии наук, Главного управления народного образования Москвы и Сокольнического РОНО, мы создали действующий прототип удалённой сети, объединившей по телефонным каналам Зеленоград, московский Арбат, Сокольники, Ригу. Повторяю, интернета в сегодняшнем понимании ещё не было. Именно по этой сети в середине 1980-х успешно прошла первая передача образовательной информации на расстоянии, что открыло эру отечественного дистанционного образования.
Станислав Покровский и Владимир Зайцев, 1996 год
– Повлиял ли кто-то на ваш выбор в профессиональной деятельности?
– Самый знаменитый человек, который изменил мою судьбу, это Михаил Сергеевич Горбачёв. Он затеял перестройку и заявил, что инженерам теперь разрешено делать всё, что не запрещено законом. Это сладкое слово – свобода! Я, как уже говорил, собрал команду ВТК, что позволило легально зарабатывать интеллектуальным трудом приличные деньги. С появлением первых кооперативов учредил своё МП (малое предприятие. — Прим. ред.). Но очень быстро эйфория улетучилась, в страну пришёл неуправляемый дикий рынок. Пришлось пережить трудные времена и переключиться на иную деятельность. Зато свободы – хоть отбавляй. На кредит от банка «Технополис», которым тогда управлял наш нынешний префект, тоже миэтовец, удалось выпустить большой объём сувенирной продукции (помогли миэтовские дизайнеры) и отправить всё это за океан, на Аляску и в Калифорнию, в рамках юбилейной экспедиции «Русская Америка – 250», одним из спонсоров и соорганизаторов которой я стал. Здесь, на борту экспедиционного судна, познакомился с телережиссёром «Клуба путешественников» и ведущим «Пилигрима» Стасом Покровским, правой рукой Юрия Сенкевича. Именно его считаю своим учителем в области теледокументалистики. После нескольких успешных экспедиционных проектов (Аляска, Южная Корея, Гонконг, Финляндия), которые мы со Стасом активно засветили по российскому ТВ, на меня вышел Фёдор Конюхов, он готовился к лыжному переходу в одиночку к Южному полюсу. С этого момента началось наше плотное сотрудничество, которое длится по сей день. Сейчас я возглавляю АНО «Лаборатория Фёдора Конюхова». Конечно, пришлось поучиться киноискусству, и здесь хочу отметить киношколу Алана Розенталя, многих маститых профи из ВГИКа и разных киностудий с их замечательными мастер-классами. Есть ещё человек, о котором не могу не упомянуть, он помог мне профессионально оформиться как кинодокументалисту. Это ведущий программы «Очевидное – невероятное» Сергей Петрович Капица. Будучи членами Евразийской академии телевидения и радио, мы с ним в 2006 году запустили международный кинофестиваль «Мир знаний», что в целом изменило отношение к образовательному ТВ в стране.
Владимир Зайцев и Сергей Капица, Николина гора, 2007 год
– Евгений Евтушенко, путешествуя по России, собирал художественные портреты людей, в которых запечатлён характер человека, самобытность. А что главное в ваших фильмах?
– Документальное кино – это зеркало жизни во всех её проявлениях, в том числе экстремальных. В своих фильмах, которые связаны с экспедициями, путешествиями и исследованиями в труднодоступных местах – в Гренландии, на Северном полюсе, у мыса Горн, в Тихом океане, степях Калмыкии и Монголии, саваннах Эфиопии, горах Тибета, – я стараюсь не просто дать эффектную картинку, красивый план, привлекательное человеческое лицо или звериную морду. Мне хочется показать, как чело¬век умеет преодолевать трудные обстоятельства, на что он вообще способен, его борьбу и путь к победе. С моим главным героем, Фёдором Конюховым, это сделать, как мне кажется, вполне удаётся. Например, фильм «Один на один с океаном» собрал в сети более 1,5 млн просмотров. И даже если эти фильмы не идут широким экраном, а размещены на сетевых ресурсах, на моём родном «Первом образовательном», то более 80 призов и дипломов различных телекинофестивалей и комментарии зрителей убеждают меня в правильном выборе своей творческой стратегии.
Владимир Зайцев и Фёдор Конюхов, мыс Горн, 2013 год
– Многие ваши фильмы с участием Фёдора Конюхова убедительно демонстрируют беспредельность человеческих возможностей. А какие проблемы волнуют вас сегодня?
– Действительно, человек, если захочет, может добиться очень многого. Главное – определить цель и настойчиво двигаться к её достижению. А чтобы понимать, как действовать, – постоянно образовываться и самообразовываться, закалять тело и дух, брать пример с успешных и учиться действовать самим, используя их опыт. При этом думать о других и брать на себя ответственность за то, что творим коллективно. Человек – дитя природы, а всё в мире взаимосвязано. Мы многое вокруг себя меняем, но прожить без природы, без её многообразия, не сможем. Чем более она естественна, тем более ценна и необходима нам. Просветительский медиапроект «Национальные парки России. Кисловодск», который мы сейчас реализуем, направлен на повышение экологической грамотности населения. Это продолжение документального цикла, затрагивающего проблематику контакта большого города и дикой природы, где экологические проблемы стоят наиболее остро из-за мощнейшего антропогенного давления на природный ландшафт со стороны мегаполиса. Подходы к их решению мы и пытаемся найти, анализируя накопленный опыт в таких парках, как Лосиный остров, Сочинский и другие. Для нас, жителей Зеленограда, это также крайне важно. Фильмы снимаются в сотрудничестве с Росзаповедцентром Минприроды России при поддержке Фонда президентских грантов. Зеленоградцы при желании смогут увидеть их на большом экране в КЦ «Зеленоград» на кинолектории «Мир вокруг нас».
Съёмка в океане с вертолёта финиширующего на лодке «Тургояк» Фёдора Конюхова, 2014 год
– Путешественник всегда в пути. Владимир Васильевич, что вы пожелаете студентам МИЭТа?
– Стремясь к цели, борись и не сдавайся. Выбирай свой путь – у каждого свой Эверест, и это нормально. Заставь себя сделать зарядку, победи управдома, ограничь зависимость от гаджета, вступи в спор с профессором – и ты получишь не меньшее удовлетворение, чем Фёдор Конюхов от перехода через океан или от подъёма на настоящий Эверест. Твори и действуй, вперёд и удачи!
Елена Малинкина,
редактор журнала «Экономические и социально-гуманитарные исследования»