Месяц назад наша редакция получила сведения, что одна из выпускниц нашего вуза приняла участие в успешном запуске спутника на орбиту. Хотя выпускники МИЭТа востребованы во многих областях науки и инженерии, космос – всегда особая тема для мечтателей с техническим складом ума. Как молодой магистр Екатерина Романова (выпускница Института МПСУ’22) стала частью русского космоса – в интервью журналу «ИНверсия».
Екатерина Романова
– Екатерина, расскажи, пожалуйста, как ты попала к нам в университет и почему выбрала именно направление «Радиотехника»?
– Я закончила бакалавриат в Волгоградском государственном университете по направлению «Радиотехника», поэтому и в магистратуру хотела тоже на «Радиотехнику» или на какую-то смежную специальность. Про сам МИЭТ я узнала от знакомых, которые здесь учились за несколько лет до меня.
К слову, в бакалавриате направление «Радиотех¬ника» я выбрала, потому что мне была интересна не столько чистая, теоретическая физика, сколько её применение на практике, как всё это работает! И магистратуру в МИЭТе я предпочла, потому что и на сайте, и в брошюрах, и везде очень красочно рассказывалось, что студент сразу при поступлении получает реальную практику.
– В проект, где вы разрабатывали спутник, ты попала тоже благодаря МИЭТу, правильно?
– Когда я пошла в магистратуру в МИЭТе, мне сразу же предоставили место практики. Сначала я работала в Институте МПСУ, а потом перешла работать в Научно-исследовательский институт вычислительных средств и систем управления (НИИ ВСиСУ), который располагается на базе Зеленоградского инновационно-технологического центра (ЗИТЦ). У нас весь коллектив учился в МИЭТе. Получается, что попала я в п роект благодаря МИЭТу!
В проекте я была инженером-программистом: писала эмулятор управляющего устройства и программное обеспечение для контрольно-проверочной аппаратуры.
– Расскажи, как проходило твоё собеседование в ЗИТЦ?
– Собеседования конкретно в отдел у меня не было, потому что перед тем, как пойти в магистратуру, я стала искать, какую практику предлагает МИЭТ. Я обратилась в Институт МПСУ и там связалась с человеком, который мне объяснил, какая практика бывает. После я приехала в Зеленоград, рассказала представителю о своей учёбе в бакалавриате, и меня взяли. Также при поступлении был конкурс дипломных работ, за который мне дали дополнительные баллы.
– Как я знаю, работа над этим спутником проводилась в очень сжатые сроки и, как ты сказала, заказчик был очень требователен. Скажи, сильно ли это давило в ходе разработки? Может, в эмоциональном плане или что выезжать никуда будет нельзя в течение нескольких лет?
– Нет, какой-то специальный уровень секретности не выдавался.
И вообще, если в представлении сторонних лиц понятие «секретный проект» означает, что ты спускаешься в сверхсекретный бункер, вводишь код и потом садишься за компьютер, отключённый вообще от всех сетей, и начинаешь там работать, то вынуждена всех огорчить – это не так!
Хотя, на самом деле, в данном проекте вообще никакой секретности не было. Присутствовала обычная коммерческая тайна, не более того.
А вот что действительно тяжеловато, так это работа в суперсжатые сроки! Это само по себе сложно, а тут ещё и на коллектив возлагается большая ответственность. Одна ракета-носитель запускает сразу несколько десятков спутников, дата запуска устанавливается очень заранее и не переносится. Таким образом, если по какой-либо причине вы срываете сроки, то ваш спутник не летит в принципе. Поэтому мы довольно много работали внеурочно и на выходных. Но результат того стоит!
Плакат со спутником, автор Екатерина Романова
– Какие у тебя планы на дальнейшую карьеру? Присматриваешь какие-то интересные проекты или думаешь расти в рамках вашей лаборатории?
– Сейчас мне больше хочется углубиться в инженерную часть, практику. Если ты хочешь именно что-то сделать, изобрести, спроектировать, тут же попробовать это изготовить, например, в области радиотехники, то МИЭТ для такой работы более чем подходит! Тут и сотрудничество с производствами, и реализация различных проектов, и люди, у которых можно что-то спросить в прикладной сфере.
Из актуального у меня в планах – доделать второй этап конкурса «УМНИК», также у нашей лаборатории сейчас есть проекты, которые бросить я никак не могу. В целом, мне хотелось бы расти и как программист, и как инженер, возможно, пройти курсы повышения квалификации.
– Расскажи, что за проект ты выставляла на «УМНИК»?
– Если коротко, то это разработка программного обеспечения для моделирования достоверных радиолокационных изображений на основе алгоритма растеризации.
В мою программу загружается набор точек объекта, строится 3D-модель, а затем создаётся ради-олокационное изображение, которое должно быть у выбранного объекта. К слову, разработка может быть использована в дальнейшем для обучения нейросетей — искать на реальных радиолокационных изображениях уже известные ей объекты.
Конечно, пока что я не делаю какое-то большое многопользовательское приложение, а только разрабатываю алгоритм и работаю с построением 3D-моделей.
Герман Денисенко