Иногда лишь одно слово способно вызвать блеск в глазах человека, заставить окунуться в бездну своих воспоминаний и чувств, вдохновить на создание прекрасного. И это слово – музыка. Она никого не сможет оставить равнодушным. В том числе и преподавателей – людей, которые занимаются серьёзными задачами: разъясняют сложнейшие формулы, учат программированию, рассказывают о строении иностранных языков. Они также могут не только тонко прочувствовать музыку, но и творить её, радовать слушателей своими мелодиями. В этом номере преподаватели, которые играют на музыкальных инструментах, поделились собственным опытом и поведали нам некоторые истории из своей жизни. А в следующей публикации мы расскажем о преподавателях, неравнодушных к вокалу.
София Казакова, преподаватель Института ЛПО
«Я занималась музыкой с самого детства. Всё началось с занятий по ритмике, где малыши собираются в маленькую группу, хлопают, топают и поют простенькие песенки. Когда я подросла, родители предложили мне пойти в музыкальную школу. Я хотела играть на дудочке, но мама сказала, что в тот год набор был только на скрипичное отделение (спойлер: мама просто хотела, чтобы дочь играла на скрипке). К скрипке я привыкла быстро и достаточно скоро начала делать большие успехи.
Для меня музыка – не только наслаждение мелодией: умение вслушиваться, распознавать различные нюансы и тонкости очень выручало меня, когда я начала изучать лингвистику. Например, на занятиях по фонетике, когда нужно было уловить какое-нибудь сложное сочетание звуков, непривычный акцент или интонации, когда нужно было повторить, сымитировать звук (Ирина Ивановна, знаю, что вы читаете: спасибо за занятия!).
Многие интересные истории, связанные с музыкой, связаны ещё и с тем, что я очень люблю терять вещи на концертах. Одна из таких историй произошла, когда мне было лет пять. Я играла в сводном ансамбле Москвы и Московской области. Мы выступали в Государственном Кремлёвском Дворце. Концерт был осенью, где-то в середине или конце октября. То есть уже было прохладно и нужно было переобуваться и переодеваться из верхней одежды в концертные наряды. К тому моменту родители мне купили осенние ботинки: красивые такие, бордовые, лаковые. Тогда это было уж очень модно. К выступлению я переобулась, переоделась. Нас всех вывели на сцену, мы отыграли, и пришло время собираться. И делали мы это настолько быстро, что не все вещи за собой проверили. Я так и уехала домой в концертных туфельках. Когда мама меня в полночь забирала с маршрутки, она увидела, что я стою в тонкой летней обуви. Потом, конечно, родители позвонили в бюро находок и нашли эти несчастные ботинки. Но с тех пор я стараюсь очень внимательно проверять свои вещи. Ну а если серьёзно, то именно благодаря занятиям в музыкальной школе я впервые посетила другие страны».
Кирилл Пожар, доцент Института БМС
«Отвечая на вопрос, как я пришёл к музыке, могу сказать, что сама музыка и привела меня к музыке. То есть в моё время, скажем так, играли все. Когда я учился в МИЭТе на первом курсе, наверное, из 25 человек 20 на чём-то играли. Поэтому тогда было странно, скорее, к ней не прийти. Тяжелее было в ней остаться. А начал я ещё в 2006 году, когда первый раз взял в руки гитару. Мы тогда ещё в школе в 11 классе сделали первую группу и начали играть на школьных праздниках. На выступления нам давали 15 минут. Так всё и пошло. И в институте, соответственно, мы продолжили заниматься музыкой.
Сейчас она является неотъемлемой частью моей жизни, и я не хочу от неё отказываться, потому что, наверное, если такое произойдёт, то я потеряю важную часть себя.
Из неоднообразных историй, которыми я хочу поделиться, вспомнил вот такую. Когда мы закончили школу, у нашей группы был свой гараж, где мы пытались репетировать. Денег в то время было, конечно, маловато, и позволить себе выступать в клубах не представлялось возможным. Мы жили в Менделеево и решили сделать свой музыкальный фестиваль, чтобы было где выступать. Там была «Стартовая поляна» размерами 200 на 100 метров, где проводились лыжные забеги. Мы принесли туда доски и поставили колонки из гаража. У клавишника было световое устройство и генератор. Пригласили также ещё несколько групп из посёлка.
На концерт пришло несколько сотен человек – и это было первое наше выступление на фестивале. А потом нам так это понравилось, что в следующем году мы провели ещё целых два фестиваля! К тому моменту мы успели ещё больше усовершенствовать сцену: она у нас была на брёвнах. К нам даже стали приезжать выступать другие группы из Москвы. А через год мы провели ещё более масштабный фестиваль. Где-то взяли денег, построили полупрофессиональную сцену, арендовали генератор размером с автобус, пригласили профессионального звукорежиссёра, разместили логотипы, сделали съёмку и прочее. На концерте было около тысячи человек. Съезжались люди со всего Московского региона. Удивительно, что мы никогда не думали о том, что обычные школьники, которым хотелось просто где-то играть, смогут реализовать фестиваль таких масштабов. Потом, правда, энтузиазм уже пропал, да и денег не хватало на такой уровень. Хотя вот иногда из чего-то такого самодельного может вырасти что-то довольно интересное».
Как мы узнали, музыка – это не только хобби или развлечение. Она может быть средством самовыражения, верным помощником для изучения языков, и, что самое главное, для некоторых из нас музыка – это часть жизни, источник вдохновения и способ самореализации.
Валерия Маркеева