Театральная сцена испокон веков была действенной площадкой для продвижения различных идей обществу. В наше время творчество и быт бок о бок существуют с наукой и техникой, поэтому и театр в том числе может стать инструментом популяризации научных идей. Именно в такой роли попробовал себя «Ведогонь-театр», ставший местной ареной на стыке театра и науки.
Тимофей Савчук, Сергей Дубков и Владимир Жмылёв
Фестиваль «Театр + Наука» прошёл в «Ведогонь-театре» 25 и 26 февраля. В рамках фестиваля все желающие смогли посетить различные лекции и мастер-классы для разных возрастов. В фойе театра дети танцевали с гуманоидным роботом Альфи и участвовали в мастер-классе по программированию, а также можно было посмотреть работы Юлии Пасечник на её фотовыставке «Промышленность как искусство». В репетиционном зале проводили театральный квиз, лекцию по кибербезопасности и театральный перформанс для подростков. В малом зале взрослые могли поучаствовать в арт-терапии, а для детей проводили мастер-класс «Изобретательство – это просто» с элементами актёрского мастерства и читали вслух детскую фантастику.
Фестиваль был приурочен к 65-летию Зеленограда. Автором идеи такого фестиваля стал художественный руководитель «Ведогоня» Павел Курочкин, который предложил к юбилею города провести мероприятие, где бы статус Зеленограда как наукограда раскрывался на главной зеленоградской театральной сцене. Кульминацией фестиваля стал показ театральных эскизов – мини-спектаклей на тему научных разработок учёных МИЭТа. Перед каждым эскизом актриса «Ведогонь-театра» Татьяна Мазур проводила с учёными интервью, где расспрашивала их о зарождении и функционале научной разработки, а также «переводила» концепции для публики с научного языка на народный.
Органика прямо из воздуха?
Первый эскиз, представленный в жанре абсурдно-научной буффонады, появился на основе разработки ассистента Института перспективных материалов и технологий Тимофея Савчука: возможность получения полезных органических веществ из воздуха. Углекислый газ – источник углерода, являющийся частью всех органических веществ в атмосфере. Используя диоксид углерода, водород, который можно получить из воды, свет и разрабатываемые для фотокатализа материалы, становится возможным получить органические вещества.
Эскиз режиссёра Ярослава Шевалдова
С первых минут постановки зритель мог ощутить, что его откидывает во времена зарождения мира: небесные декорации и трезубец создают атмосферу божественности, а первобытная дубинка в руках актёра и отсутствие полноценных диалогов придают действию первобытности. Появление облачков в результате чихания и яркий грим с красным носом у действующих лиц прямо говорят нам: «Клоунада, да и только!» Но в буффонаде среди абсурда довольно легко увидеть отсылки к естественным наукам. Например, первое появление персонажа, символизирующего углерод, было в клетке, в то время как при нормальных условиях агрегатное состояние углерода является твёрдым с атомной кристаллической решёткой. Актёры образно и доступно показали зрителям, как происходит фотосинтез, используя белые шарики в качестве молекул кислорода.
Мысль о том, чтобы сделать эскиз в жанре буффонадную клоунаду, возникла у режиссёра Ярослава Шевалдова интуитивно. Вдохновившись фильмами Чаплина и выставкой Вячеслава Полунина (народный артист Российской Федерации, советский и российский клоун, режиссёр, актёр, мим. – Прим.ред.), актёры во главе с Ярославом приступили к разработке постановки. «Этот жанр многое раскрыл и для нас, и в нас самих, было очень интересно попробовать новый жанр, в котором я ещё не работал», – делится режиссёр.
«Значит, бурёнка здорова и в форме!»
Второй эскиз был представлен в жанре шпионской комедии по научной разработке старшего преподавателя Института микроприборов и систем управления (МПСУ) Владимира Жмылёва: умная система для контроля состояния крупного рогатого скота (КРС). Система предназначена для того, чтобы повысить продуктивные и воспроизводительные качества животных. Устроена она следующим образом: болюс – капсула, оснащённая несколькими датчиками и помещаемая с помощью специального аппликатора в желудок КРС, – измеряет физиологические параметры животного, эти данные приходят на базовую станцию, после чего полученная информация обрабатывается и пересылается на удалённый сервер, где специальные алгоритмы позволяют выявлять биологические циклы и возможные заболевания животных.
В основу эскиза «Болюс», режиссёром которого является Илья Роговин, легли идеи шпионской истории и стихотворение «Как старик корову продавал» Сергея Михалкова. Начинается действие именно с решения старика продать корову на рынке, где он встречает молодого учёного из МИЭТа в лице Владимира со своей разработкой, которая может помочь скотоводу. Сделка заключена, эксперимент с болюсом и коровой проведён, исследование дало положительные результаты! И когда об успехе разработки Владимира стало известно за границей, начинается настоящая охота на устройство: иностранная шпионка внедряется в лабораторию, чтобы выкрасть и доставить болюс своему боссу. Благодаря всевозможным отсылкам на детективные фильмы и мультфильмы, на псевдонаучные ролики и на стихи Михалкова постановка вышла комедийно-пародийной, а за счёт стихотворной формы повествования эскиз получился ярким и запоминающимся каждому зрителю.
Эскиз режиссёра Ильи Роговина
Свет мой, зеркальце…
В третьем эскизе была представлена интерпретация разработки Сергея Дубкова, кандидата технических наук и доцента Института перспективных материалов и технологий (ПМТ) – «плазмонный сенсор для экспресс-анализа ультрамалых концентраций веществ». Чтобы объяснить предназначение этой длинной фразы зрителям и Татьяне Мазур, Сергей сравнил свою разработку с глюкометром, который определяет уровень сахара в крови. Плазмонный сенсор, в свою очередь, может работать с любой физиологической жидкостью от крови до слезы и даже с простой водой – например для определения уровня загрязнения. Институт ПМТ занимается разработкой сенсорной подложки, на которую можно будет наносить образец того или иного биоматериала. По словам Сергея, прототип такого устройства уже разработан и находится в стадии активных испытаний. Например, совместно с институтом персонализированной кардиологии Сеченовского университета проводятся исследования плазмы крови для выявления биомаркеров сердечно-сосудистых заболеваний. Данной разработке Сергей прогнозирует широкое применение в медицине в не очень далёком будущем и даже персональное домашнее пользование для предотвращения болезней при предрасположенности или при первичных симптомах.
На театральной сцене разработку будущего перенесли на несколько веков в прошлое, где она предстала в жанре пушкинской сказки. Режиссёром финальной постановки стал Антон Васильев. Царевич-учёный Дубков, названный в честь идейного вдохновителя, презентовал царскому двору волшебное зеркало, которое быстро и очень точно проводит диагностику того, кто с зеркалом взаимодействует. Зеркало при этом озвучивало свои результаты электронным женским голосом наподобие Сири или Алисы. Стоило кому-нибудь чихнуть или даже подышать на зеркальную чудо-поверхность, как зеркало выдавало все их медицинские секреты. Оно даже смогло определить беременность царевны. Данный эскиз получился забавным оксюмороном царской Руси и технологического прогресса 21 века и вышел успешным в комедийном плане, так как было очень занимательно наблюдать за реакцией сказочных героев на изобретение из будущего.
Эскиз режиссёра Антона Васильева
Первая проба фестиваля в виде синтеза науки и театрального искусства прошла успешно, и организаторы обещали, что «Театр + Наука» вернётся в следующем году.
Антон Флягин
Маргарита Горохова