В МИЭТе много студенческих школ и проектов, различных организаций и объединений. Казалось бы, все они живут независимо друг от друга, однако это не так. Все они – части одного целого: молодëжной политики. Подробнее об этом нам рассказала проректор по молодёжной политике и воспитательной работе Мария Добрынина.
Коллектив сотрудников подразделений из блока молодёжной политики и воспитательной работы
– Мария Владимировна, расскажите, какие принципы молодёжной политики в университете вы считаете основополагающими?
– Мы в работе с коллегами ставим своей задачей сделать МИЭТ территорией максимальных возможностей. Для этого на площадке университета должна быть создана экосистема, позволяющая развивать все три направления компетенций: профессиональные, надпрофессиональные (гибкие) и цифровые. В деятельность нашего блока также входит организация коммуникации между разными подразделениями университета и работа со студенческими объединениями, которые являются частью молодёжной политики.
Прежде чем говорить о принципах молодёжной политики, необходимо сказать о ключевых приоритетах университета в этом направлении. Первый приоритет: университет – это территория возможностей. Второй приоритет – среда, которая способствует формированию у студентов навыка учиться. Третий – бесшовный переход «школьник-студент-выпускник». Четвёртый – помощь в выстраивании карьерных траекторий студентов, содействие в трудоустройстве выпускников и поддержка студенческих стартап-проектов. И, наконец, пятый приоритет – студентоцентризм. Мы нацелены на студентов и пытаемся выстроить вокруг них комфортные условия, создать тепловой контур, чтобы им было приятно приходить в университет. Студенты и выпускники должны понимать, что в МИЭТе им всегда помогут независимо от того, есть ли у них какие-то личные проблемы, успешны они в учёбе или нет.
Согласно опросам, более 80 % студентов хотят приносить пользу, помогать кому-то, быть причастными к чему-то, но при этом ничего не делают. Мы считаем, что у них просто нет возможности или они не знают, как именно могут быть полезны. Поэтому в наши задачи входит создание такого социального пространства и таких условий, которые позволили бы студентам реализовать своё желание сделать вклад во что-либо.
На сегодняшний день в университете работают четыре психолога и один арт-терапевт
– Особую актуальность в этом году приобрела психологическая поддержка студентов. Расскажите, какие изменения произошли в этом направлении?
– Этот год был непростым. Мы смогли развернуть психологическую службу в МИЭТе. На сегодняшний день в университете работают четыре психолога и один арт-терапевт. Также в планах развитие концепции здорового кампуса: поддержание экологических инициатив, популяризация здорового образа жизни и сохранение ментального здоровья.
В этом году мы возродили волонтёрское движение, открыли штаб «МЫВМЕСТЕ» на базе университета, который оказывает поддержку всем нуждающимся, собирает гуманитарную помощь. Присоединились к проекту «МЫВМЕСТЕ.ОПЕКА».
Был открыт ситуационный центр, отвечающий студентам и их родителям на вопросы, не связанные с учёбой. Это рабочая группа инициативных сотрудников университета, которые объединились для того, чтобы помогать решать проблемы обучающихся. Я считаю, что в МИЭТе необходим подобный орган, и в следующем году центр продолжит свою работу.
– В МИЭТе функционируют Студия технологического предпринимательства и Центр развития карьеры. В этом году они реализуют акселерационную программу MIET StartUp Hub «Электроника». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
– Технологическое предпринимательство в университете развивается давно. МИЭТ одним из первых вузов вступил на путь поддержки стартапов – у нас есть все условия для развития этого направления.
В этом году государство обратило внимание на технологическое предпринимательство в университетах, и был запущен федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Мы приняли участие в нём по двум трекам: акселерационные программы (в которые входит MIET StartUp Hub «Электроника») и тренинги по развитию предпринимательских компетенций. MIET StartUp Hub «Электроника» – продвинутая программа, сопровождающая воплощение проработанной идеи в минимально жизнеспособный продукт. Эту программу у нас сейчас проходят более 400 обучающихся, ведущих более чем 60 технологических проектов.
Защита проектов в рамках акселератора MIET Startup Hub «Электроника»
Принцип работы над идеей в рамках в предпринимательского трека следующий. Допустим, у вас есть технологический проект. Тогда к нему прикрепляется эксперт по вашему направлению. Также развитие проекта сопровождает человек, называемый бизнес-трекером, который помогает вам развивать проект по заданной траектории, определять конкурентов. Помимо бизнес-трекеров есть наставники, напоминающие о задачах и дедлайнах, а также кураторы. Цель системы – интенсивная проработка технологического проекта в течение двух месяцев.
Сопровождением проекта занимаются люди с огромным опытом развития стартапов. Мы, конечно, ставим себе основной задачей создание конечного продукта или сервиса, однако реализовать такое за год бывает сложно, поэтому упор делается и на развитие у обучающихся предпринимательских компетенций.
Начальник УВД Андрей Черкасов
«Управление внеучебной деятельности в своей работе поддерживает и развивает концепцию «МИЭТ – территория возможностей». Совместно со студентами мы будем строить экосистему по формированию навыков обучения и развития, а также по выявлению талантов в различных направлениях: учёбе и науке, общественной деятельности, культуре и творчестве. Прямо сейчас мы работаем над проектом создания «Молодёжного центра» – единого центра поддержки студенческих инициатив и помощи обучающимся по внеучебным вопросам: повышенные стипендии и гранты, культурно-массовая работа, работа со студенческими объединениями, психологическая поддержка и другие социальные вопросы. В формате «единого окна» по учебным вопросам уже успешно работает Студенческий офис, будущий Молодёжный центр будет работать по похожему принципу. Наш офис будет открыт для всех студентов, их предложений и запросов».
Начальник УПД Юрий Устинов
«Главной задачей Управления профориентационной деятельности является знакомство школьников (учащихся/обучающихся) с направлениями подготовки вуза и помощь в построении маршрута от предпрофессионального образования до профессии. Через участие в различных профориентационных мероприятиях ребята могут не только попробовать свои силы в решении предметных и инженерных задач, но и получить дополнительные баллы при поступлении».
Моя команда выступает за открытый диалог со студенчеством, и я считаю такой формат взаимодействия одним из ключевых приоритетов молодёжной политики.
– В рамках проекта «Открытый диалог» вы регулярно взаимодействуете со студентами. В чём состоит идея проекта?
– Моя команда выступает за открытый диалог со студенчеством, и я считаю такой формат взаимодействия одним из ключевых приоритетов молодёжной политики. Каждый месяц мы встречаемся со студентами. Ребята приходят и задают вопросы, которые их волнуют, дают обратную связь. Стараемся помочь. Очень много вопросов не по моему блоку, а по университету в целом. Такие вопросы решаем совместно с курирующими проректорами. Так, например, благодаря инициативе студенческого совета и своевременного обсуждения вопроса на уровне ректората в план ремонтных работ Студгородка были добавлены пространства для комфортной работы студентов, также были решены вопросы, связанные с работой столовых, по просьбе экодвижения МИЭТ были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора и многое другое.
Нельзя замыкаться в университете, каждое студенческое общество должно иметь связь с федеральным центром
– Как вы оцениваете уровень подготовки студенческими объединениями их мероприятий и проектов? Можете ли вы рассказать, какой студенческий проект ваш самый любимый?
– Очень хорошо себя показало в этом году Студенческое научное общество. Я бы дала им премию «Прорыв года».
Есть один момент, который я хотела бы обозначить касательно дальнейшего развития студенческих объединений. Каждый месяц встречаюсь со студентами, и главный тезис, который я им говорю, – нельзя замыкаться в университете, каждое студенческое общество должно иметь связь с федеральным центром. Вожатский отряд – с «Мосгортуром», экологическое движение – с «Российским экологическим движением». Дело в том, что если ты ограничиваешься университетом, то ты туземец, потому что не знаешь, что происходит вокруг. Ты думаешь, что сделал открытие, а на самом деле соседи уже на 10 шагов впереди. Создание связи с федеральным центром позволило бы лучше оценивать результаты работы студенческих объединений.
– В чём вы видите свою миссию в стенах нашего университета?
– Я хотела бы, чтобы выпускники, выходя за пределы нашего университета, понимали, где их «малая родина», чтобы они всегда с теплотой вспоминали альма-матер и понимали, что успехов вне университета они добились именно благодаря ему. Чтобы ребята, которые хотели бы развить свои компетенции, не шли в какое-то другое место, а приходили в свой родной вуз.
– Мария Владимировна, спасибо, что нашли время поговорить о том, что волнует студентов. Что бы вы хотели пожелать студентам накануне нового, 2023 года?
– Быть добрее и отзывчивее, быть неравнодушным к тем, с кем ты живёшь, с кем обучаешься. Кстати, кажется, что это очень просто, однако, на самом деле это совсем не так.
Уходящий год был действительно непростым, но важно знать и помнить, что в МИЭТе всегда можно найти поддержку, опору, точку роста. И предоставление этой возможности является одним из основных приоритетов как блока молодёжной политики и воспитательной работы, так и всего университета в целом.
Антон Белокопытов