Для кого-то изучение иностранного языка является хобби, для других – профессией, для третьих – жизненной необходимостью. С каждым днём растёт потребность в знании английского: в книгах, кино, музыке, новостях, научных разработках, программировании – во многих сферах нашей жизни присутствует иностранный язык. Остаётся одна проблема – его освоение. Как же легко и с удовольствием изучать языки? За ответом наша редакция обратилась к заместителю директора Института лингвистического и педагогического образования по образовательной деятельности Ксении Селивёрстовой.
Ксения Леонидовна Селивёрстова
Мы все очень разные. Среди нас есть экстраверты и интроверты, аудиалы и визуалы, пессимисты и оптимисты. Но есть одно универсальное правило для всех: чтобы научиться говорить на иностранном языке, нужно много говорить, а если хочешь научиться писать, нужно много писать. Многие студенты увлекаются просмотром видеороликов на а нглийском языке на YouTube и удивлённо задают вопрос: «Ксения Леонидовна, я всё понимаю, но сам сказать ничего не могу! Почему?». Если мы смотрим фильмы, слушаем музыку и, бесспорно, обогащаем свой словарный запас, то развиваем навыки аудирования, но на говорение это не повлияет.Именно поэтому одной из самых распространённых методик обучения иностранному языку стала коммуникативная методика. Она заключается в том, чтобы максимально выводить полученные знания по грамматике и лексике в живую речь.
На занятиях со студентами технических направлений подготовки МИЭТа мы используем именно коммуникативную методику, потому что на сегодняшний день как никогда остро стоит вопрос эффективной коммуникации между людьми. Считается, что технари приходят на занятия по английскому «отдохнуть между физикой и математикой». И в те ограниченные часы, что есть по программе, задача преподавателя иностранного языка – разговорить студента, показать, что английский – это не страшно, а очень даже весело и престижно, ведь на занятиях мы слушаем музыку, смотрим фильмы, обсуждаем актуальные темы и научные интересы студентов.
С другой стороны студенты лингвистического направления, для которых иностранный язык – это профессиональный инструмент. Лингвисты вынуждены ежедневно выполнять многочисленные письменные задания на отработку навыков и впитывать огромные массивы информации. Если провести параллель с миром IT, то студенты-технари пользуются языком как мобильным приложением, а лингвисты – это те, кто пишет код, исправляет баги и выпускает обновления.
Основные характеристики коммуникативной методики:
В высказывании первично содержание, а не структура или форма.
Диалоги основаны на коммуникативных ситуациях и не заучиваются.
Задания на отработку могут применяться, но лишь эпизодически.
Произношение должно быть понятным, но не обязательно как у носителей языка.
При объяснении грамматики применяется
любое средство, которое приносит пользу учащимся и соответствует их возрасту и интересам.
Основная цель обучения – беглость речи и уместное использование лексики, грамматическая корректность определяется в контексте.
Лучше сказать с ошибкой, чем не сказать вообще.
В изучении иностранного языка, как и в спорте, practice makes perfect. Для тех, кто хочет научиться хорошо говорить без языкового барьера, существуют мобильные приложения Tandem и Italki. С их помощью можно найти языкового партнёра, носителя иностранного языка. Бывало, что студенты МИЭТа находили там новых друзей и теперь уже в дружеском общении на постоянной основе практикуют иностранный язык. Это очень здорово!
Учить иностранный язык постоянно, на протяжении всей жизни – это нормально. Нормально для студентов, нормально для преподавателей, никто не может утверждать, что владеет языком идеально. Язык – это живой организм, и он меняется каждый день. Но бывает, что язык никак не укладывается в голове. В таком случае нужно повнимательнее посмотреть на собственную цель. Если с помощью иностранного языка будет выполнена глобальная задача, например, поступить в иностранный вуз или написать научную работу, то совет банальный, но очень действенный: заставить себя уделить языку больше времени, учить усерднее. В изучении языка нет другого правила, кроме как перехода количества в качество.
Однако, если изучение иностранного языка – это самоцель, мечта, то стоит задуматься, а так ли он нужен прямо сейчас, раз хочется бросить. Язык как музыка: очень часто мы любим не саму песню, а те эмоции, которые испытываем, когда её слушаем, те воспоминания, которые нас с ней связывают. Так же и с языком, спросите себя: зачем мне это нужно? Что я почувствую, общаясь с носителями этого языка? Как я изменюсь, выучив этот язык? И тогда мотивация придёт сама, не придётся искать её снаружи, ведь она родится внутри.
Эффективность изучения языка – это в первую очередь жизненная позиция. Иностранный язык зачастую лучше даётся инициативным и активным людям. Если учиться исключительно по книжкам и стесняться выходить в реальное общение, то вряд ли можно добиться успеха. Так что всегда стоит помнить: только смелым покоряются моря!
В Новом году желаю всем студентам и всем коллегам наслаждаться общением, взаимопониманием, любить родной и иностранные языки! Пусть все ваши языки общения станут прекрасным отражением сильного духа, доброго сердца и бесконечного таланта! С Новым годом, МИЭТ!
Маргарита Горохова