Как стать учителем, если в университете вы обучаетесь на техническом направлении подготовки? Куда двигаться студенту, когда он осознаёт, что хочет преподавать в школе? Где искать вдохновение в столь непростой профессии? Обо всём этом и о многом другом – в нашей статье.
Анастасия Рубцова (ПрИТ'16)
Исследователи отмечают, что учитель – столь же тяжёлая профессия, как и диспетчер воздушного движения, пилот или пожарный. Уровень стресса у них примерно одинаковый. К счастью, в школах мы всё чаще можем встретить учителей, которые совсем недавно окончили университеты и хотят освоить эту нелёгкую профессию преподавателя. Делимся с вами интересным рассказом о карьерной траектории выпускницы МИЭТ Анастасии Рубцовой (ПрИТ’16), влюблённой в профессию педагога с детства.
Сегодня Анастасия Александровна работает в ГБОУ Школа №609 учителем информатики и технологии (робототехники), с этого года преподаёт в начальной школе введение в информатику, ведёт кружок дополнительного образования «3D-мир» – на этих занятиях учащиеся моделируют и рисуют с помощью 3D-ручки.
Когда в старших классах все ребята задумывались о том, кем они хотят стать, она мечтала быть учителем. Причём учителем математики, истории или начальных классов. Однако, в итоге выбрала МИЭТ и перспективное направление «Прикладная информатика». На втором курсе магистратуры – это были 2017–2018 годы – наша героиня устроилась в компанию «Траектория будущего» тьютором. Как раз в то время активно развивался проект «Московская электронная школа». Все школы Москвы стали оснащаться новым оборудованием, например, интерактивными панелями, а следовательно, была необходимость знакомить учителей и с программной, и с аппаратной частью этой системы. За тот год Анастасия Александровна обучила учителей пяти школ, но когда ей предложили ездить в учебные заведения в районе метро «Речной вокзал», она отказалась. Девушка пришла к директору одной из школ, в которой обучала учителей, и сказала, что хочет у них работать. Павел Олегович, директор, предложил ей стать педагогом дополнительного образования. Год Анастасия Рубцова проработала на этой должности, параллельно обучаясь на учителя информатики, и вот теперь работает учителем информатики и робототехники с первого по девятый класс. Так, спустя семь лет, она всё же стала учителем, как и мечтала.
О работе учителем, об изменениях в школах за последние годы и о том, как начать свой путь в преподавании, читайте далее.
– Анастасия Александровна, проходили ли вы курсы профессиональной переподготовки для работы в школе?
– Да. Так как я окончила магистратуру МИЭТа по направлению «Прикладная информатика», нужно было пройти переподготовку на учителя. Обучение заочное и платное. Много площадок предоставляют такую возможность, сроки обучения тоже разные. В среднем от четырёх до шести месяцев.
– Что вас вдохновляет в вашей работе?
– Отвечу, наверное, банально и ожидаемо – дети и их успехи. И это действительно так. Их горящие глаза, эмоции, радости свершений не могут не вдохновлять. Также очень воодушевляет коллектив. Каждый год в школу приходят новые молодые учителя, заряженные на работу. Мы принимаем участие в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях школьного и городского уровня. Это тоже, конечно, мотивирует развиваться.
Работа учителя не заканчивается с последним проведённым уроком, а, можно сказать, только начинается
– Можете дать совет, куда двигаться нынешним студентам, которые хотят в будущем преподавать в школе?
– Можно проходить практику в школах. Заодно окунётесь в эту атмосферу, где дети везде и всегда. Заранее стоит задуматься о курсах переподготовки. Если учитесь в бакалавриате, с получением диплома можно будет записываться на переквалификацию. Если в магистратуре, то на основании диплома бакалавра уже можно начать обучаться параллельно с получением диплома магистра. Также есть возможность после бакалавриата и прохождения курсов переподготовки устроиться работать в школу и параллельно учиться в магистратуре на заочном отделении. Но это достаточно сложно, так как работа учителя не заканчивается с последним проведённым уроком, а, можно сказать, только начинается: дополнительные занятия, проверки работ, выставление оценок, подготовка к конкурсам и олимпиадам школьников, участие в учительских олимпиадах, обучение (да-да, учителя не только учат других, но и постоянно сами учатся и развивают свои навыки). Так что заранее стоит для себя понять, какой вариант обучения и работы вам будет комфортнее.
Но как бы пугающе это ни звучало, когда ты приходишь в класс, начинаешь вести урок, видишь заинтересованность ребят и их успехи, все трудности отступают на второй план и ты понимаешь, что все усилия не зря.
Анастасия Рубцова (ПрИТ'16)
– Расскажите, пожалуйста, изменилось ли что-то в школах за последние годы?
– Безусловно. Вводятся новые предметы. Образование становится всё более профильным. Если раньше с профилем обучения ученики определялись в 10–11 классе (по крайней мере, так было в мои годы обучения в школе), то сейчас ребята могут сделать это уже с пятого класса. В школах преподают такие интересные предметы, как робототехника, инженерная графика, дизайн. С 1 февраля 2023 года для выпускников будет применяться новая форма подготовки к ЕГЭ – гибкий учебный план. Фактически останутся только те предметы, которые выпускник выберет для сдачи в форме ЕГЭ. Плюс несколько дополнительных дисциплин. Помимо этого, время, которое когда-то тратилось на повторение или дополнительную проверку, теперь будет отдано под практикумы.
С 1 февраля 2023 года для выпускников будет применяться новая форма подготовки к ЕГЭ – гибкий учебный план
Конечно, техническое оснащение школ шагнуло вперёд. Система «Московской электронной школы» и библиотека «Московской электронной школы» – всё это является большим помощником в образовательном процессе и учителям, и ученикам, и родителям. Хотя по бумажным дневникам я скучаю, в этом был свой шарм.
– Многие студенты в качестве подработки часто выбирают именно сферу преподавания. Можете дать какие-нибудь напутствия тем, кто сейчас только начинает свой путь?
– Не бойтесь, пробуйте, узнавайте себя. В современных школах жизнь школьников и учителей настолько насыщенная, что точно не соскучитесь. Олимпиады, конкурсы, выездные учебные дни, профориентационные мероприятия, волонтёрство, Российское движение школьников, фестивали, чемпионаты, турниры... Набирайтесь сил и терпения. Ищите свой подход к преподаванию, находите, нащупывайте свои фишки, материалы, примеры. Будьте креативными!
В жизни каждого человека школа – чрезвычайно важный и ценный этап жизненного пути. Будут эти годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти заполненными зубрёжкой, мелкими конфликтами и скукой, во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, в том числе и от учителя. Вообще, педагог – это образ жизни. Он развивает душу ученика, формирует его характер, воспитывает настоящего человека.
Сергей Банько