Следя за новостями, мы знаем о большинстве достижений спортсменов нашей страны. С лёгкостью можем перечислить футболистов, хоккеистов или фигуристов, но далеко не каждый назовёт имя тренера, хотя именно от него по большей части зависит результат, будь то командный или индивидуальный вид спорта. Каково это – быть наставником? О своём жизненном пути поведала мастер спорта международного класса Киргизской Республики, мастер спорта России по лёгкой атлетике, старший преподаватель кафедры физического воспитания и тренер сборной МИЭТа по лёгкой атлетике Оксана Жораева.
Оксана Петровна Жораева
– Оксана Петровна, как вы пришли в лёгкую атлетику?
– Как большинство детей, меня привела мама, она сама занималась лёгкой атлетикой. Так в 12 лет и начался мой путь. У родителей был такой посыл: чтобы «не болталась». До этого я ещё немного занималась другими видами спорта.
Бывает, что представление о лёгкой атлетике у многих очень скудное. Может, это связано с тем, что лёгкая атлетика переживает не самый лучший период в связи с международными санкциями и отстранениями. Многие думают, что это только бег и всё, а когда дети приходят, ты начинаешь объяснять, что это ещё и разные упражнения: прыжки, метания, бег с препятствиями. Например, сегодня мы бегаем, завтра будем прыгать, на следующей тренировке – учиться бегать с колодок, дальше будем бросать мячи или изучать барьерный бег. Получается, что это базовый вид спорта, при этом самый доступный.
– Что вы можете сказать о своих тренерах?
– Мой самый первый детский тренер – Ольга Васильевна Карпова, под её руководством я начинала с барьерного бега. Потом она уехала в другую страну, и я перешла к Людмиле Николаевне Ничепуренко, специализация – спринтерский бег: 100, 200 и 400 метров.Впоследствии это стало основной дисциплиной, благодаря ей достигла достаточно высоких результатов на уровне азиатских республик. Я родилась и выросла в Киргизии, там я закончила Киргизский государственный институт физической культуры, в составе сборной команды принимала участие в различных соревнованиях международного уровня: от чемпионатов мира среди юниоров до Олимпийских игр. Мы с ней сотрудничали около восьми лет, я ей очень благодарна. Так получилось, что жизнь вносит свои коррективы, и в конце 2002 года по семейным обстоятельствам я поехала в Новосибирск. Здесь я попала на тренировку к Александру Григорьевичу Бухаешееву, заслуженному тренеру СССР. Его ученики – чемпионы мира, один из которых – двукратный олимпийский чемпион Виктор Маркин. Если Людмила Николаевна была больше мамой-тренером, то Александр Григорьевич – наставник.
– Хотелось ли прекратить заниматься лёгкой атлетикой?
– Такого не было никогда, не знаю, с чем это связано. Может, в какой-то подростковый период иногда и хотелось свинтить с тренировки, как это свойственно многим спортсменам школьного возраста, но мои родители выстроили очень чёткие границы. Когда я перешла ко второму тренеру, моя мама пришла на тренировку, чтобы познакомиться и понять, с кем я буду работать. Она сразу ей сказала: «Не будет ходить – звоните». То есть я понимала, что если я не дойду, то тренер позвонит и родители будут ругаться. А это значит, что будут вводиться какие-то ограничения. Нужно отдать должное Людмиле Николаевне, она в старших классах уже понимала, что приоритет немного меняется. Тренировки – это хорошо, но возраст такой, что хочется и на дискотеку сходить, или ещё куда-нибудь свинтить. И в 10 классе, когда мы уже год отработали вместе, она мне говорит: «Давай так: какие-то мероприятия или что-то ещё, куда ты собираешься, – мы либо переносим тренировку на другой день, либо проводим её раньше, договорились?» Отвечаю: «Хорошо, договорились». То есть здесь тренер пошёл мне навстречу, и, наверное, это был большой плюс. Учась в институте физической культуры, я была членом сборной команды республики, и у меня был свободный график посещения учебных занятий. Были двухразовые тренировки, но как-то всё успевала. И даже если было совсем тяжело, чтобы всё бросить и сказать: «Зачем мне это нужно?» – такого не было. Просто я понимала, что можно всё успевать. Иногда не всё получалось, но сейчас я уже смотрю на это под другим углом, смотрю как тренер. Может быть, я так долго и была в спорте, потому что шли навстречу, понимали. Были и свои подводные камни, но хороших воспоминаний больше, несмотря ни на что.
– Сложно ли вам быть тренером?
– Мне кажется, что мне повезло: есть прекрасная база, где можно работать. Можно назвать это судьбой, когда ты оказываешься в нужный момент в нужном месте. Когда в 2014 году пришла работать в МИЭТ, балкон спортзала был на реконструкции, и я ютилась в спортивном зале или тренажёрном – прикреплённого места занятий как такового не было. На стадионе не было профессионального покрытия. Но так сложилось, что в 2015 году МИЭТ выиграл грант в поддержку ГТО, был отреставрирован балкон и полностью обновлён стадион. Как говорится, сам бог велел: работай, пожалуйста, только работай. Есть и трудности, но это, мне кажется, у всех. Я считаю, что МИЭТ обладает приличной спортивной базой, не каждый институт может этим похвастаться. Как Александр Владимирович Островский мне говорит: «Оксана, ты не первая, кто хочет манеж». Но хотеть же не вредно! Меня всё устраивает на данном этапе жизненного пути.
Происходит смена поколений, подтянулся первый курс, и кто-то идёт ко мне целенаправленно, например, девочка говорит: «Оксана Петровна! Я к вам хочу, я так много слышала про вас…» Мне приятно. Наверное, не зря работаю. Конечно, хочется и в студенческом спорте оставить свой след как тренер, но всему своё время. Если всё будет здесь и сейчас, то уже станет неинтересно. А так ты растёшь, развиваешься со своими спортсменами. От мала и до велика.
– Правда ли, что первый тренер играет весомую роль в жизни спортсмена?
– Да, безусловно. Я считаю, что основная задача на этом этапе – привить любовь к выбранному виду спорта. Если тренеру удаётся раскрыть этот вид спорта, замотивировать ребёнка, то это уже большой залог успеха того, что он задержится. Как я детям говорю: «Вы как камешки, которые становятся ювелирными изделиями. Камни попадают к ювелиру просто как камни, он их обрабатывает, и камни получаются в огранке. Они начинают иметь какой-то вес, становятся ценными». Мне кажется, каждый нормальный педагог должен нести любовь к своему предмету, пускай это физическая культура или биология, но умение преподнести и донести играет большую роль вне зависимости от дисциплины.
Традиционный лёгкоатлетический кросс МИЭТ, октябрь 2021 г.
– Вы тренировались индивидуально или совместно с другими ребятами?
– Когда ты выходишь на уровень спорта высших достижений, спортсмен и тренер остаются один на один. Так вышло, что Людмила Николаевна какой-то промежуток времени по большей части работала только со мной. Были ещё ребята, но если ехать на сборы и соревнования, то мы с ней вдвоём. Когда я попала к Александру Григорьевичу, там была слаженная группа спортсменов, команда даже. В какой-то момент нужно переключиться и поработать в коллективе, умение работать в команде даёт свои плюсы. Ты не можешь изменить коллектив, но можешь под него подстроиться. У команды уже есть какие-то свои традиции, взгляды, а ты здесь – новый человек, который приехал из другой страны. Это разный опыт, но он имеет место быть. В моём случае это сыграло положительную роль, не сожалею, что так всё сложилось.
– Каким образом вы тренируете своих воспитанников?
– Если брать спортивную школу, где я работаю (у меня две группы: дети 9–11 лет и ребята 2008 года рождения), тренировки проходят в разное время: у старших уже понятно со специализацией, там идёт работа на результат, а вот с младшими – общая подготовка, направленная на развитие физических качеств. Здесь следующие задачи: привить любовь к лёгкой атлетике, понять, у кого какие качества преобладают, в каком направлении с ребёнком работать, если он задержится в этом виде спорта. С ребятами-студентами стараюсь, чтобы они тренировались четыре раза в неделю, плюс самостоятельная силовая подготовка или кроссовый бег. Специализация у всех разная, но стараемся уместиться здесь (на балконе спортивного комплекса МИЭТа – Прим. ред.): кто-то прыгает в длину, кто-то бегает отрезки, кто-то бегает с колодок. Как-то так, жизнь спортивная кипит!
В чём плюс индивидуального вида спорта – есть возможность выстроить работу под конкретного спортсмена: он может подстроиться под твой график, ты можешь подстроиться под график спортсмена. Тем более, если у вас одна цель – определённый результат. Тут уже начинает выстраиваться работа. Если это обоюдно, то всё равно будет результат. Понимаешь, что и ты не зря работаешь, и ребёнок не зря трудится. Неважно, сколько ему – 10 или 20 лет, он трудится и хочет видеть плоды своей работы, он верит в наставника.
– Иногда тренера и команду называют спортивной семьёй. Какую роль играет эта семья в жизни спортсмена?
– На какой-то промежуток времени, когда ты находишься в спорте, тренируешься в команде или индивидуально, то да, действительно становится твоей семьёй. Если ребята что-то спрашивают, могу подсказать, я стараюсь интересоваться их здоровьем, пытаюсь сопереживать, если они делятся своими мыслями. Так же и я делюсь какими-то своими сомнениями. Мы стараемся отмечать праздники со сборной командой: на Новый год у нас традиционный предновогодний зимний чемпионат, поздравляем с девчонками ребят с 23 февраля, а они нас – с 8 марта, поздравляю ребят с днём рождения, пускай и в соцсетях, но главное, что помню. Иногда ребята, которые остались после выпуска работать в Зеленограде, забегают на стадион, и я всегда их рада видеть! Какие-то воспоминания остаются, это часть жизни, а если всё было достаточно благополучно, не было никаких серьёзных конфликтов и разногласий с наставниками, то это очень здорово.
Как я всегда говорю, мы связующее звено: ученик – тренер – родители.
Сейчас родители слышат, что ребёнок сам захотел попробовать себя в определённом виде спорта. Понятно, что не всем дано быть великими спортсменами или достичь какого-то определённого уровня, но благодаря спорту ребёнок научится дисциплине, будет более коммуникабельным, сможет распределять своё время. Если он с горящими глазами со школы бежит на тренировку, естественно, он будет и учиться хорошо, и всё успевать. На моторику это тоже оказывает большое влияние. У детей, которые с раннего возраста начинают заниматься спортом, мышление развивается чуть-чуть быстрее.
– Что важно для юного спортсмена, который только начинает свою спортивную карьеру?
– Любовь к виду спорта, в который его привели родители. Главное, чтобы ребёнок хотел этим заниматься, и тогда он будет преодолевать все трудности. Желание и поддержка близких людей – это основа. Если близкие люди не будут поддерживать, то спортсмену будет гораздо сложнее. Неважно, в каком возрасте ты находишься, ты понимаешь, что ты можешь прийти и что-то рассказать всё то, что тебя сейчас тревожит, а они будут сопереживать тебе. Мы все живые люди. Когда в семье это понимают и поддерживают, это очень хорошо.
– Я вижу, вы не пожалели, что связали свою жизнь со спортом, посвятили себя лёгкой атлетике, верно?
– Не пожалела от слова «совсем». Я благодарна судьбе и людям, которые меня окружают. У меня прекрасные наставники по жизни: первый тренер, Ольга Васильевна Карпова, потом – Людмила Николаевна Ничепуренко, Александр Григорьевич Бухашеев, сейчас – заведующий кафедрой Александр Владимирович Островский. Безмерно благодарна Николаю Георгиевичу Сорочкину, он очень помогал в начале пути со сборной МИЭТа. Если в чём-то сомневаюсь, то я с ними советуюсь. Когда приезжаю в Новосибирск, я обязательно встречаюсь со своим тренером, делюсь с ним своими достижениями, планами и говорю, в каком направлении хотела бы работать, ведь у Александра Григорьевича колоссальный опыт, он мне даёт подсказки и рекомендации. Если есть возможность приехать в Киргизию, то в обязательном порядке встречаюсь с Людмилой Николаевной, мы до сих пор с ней на связи. Может, поэтому я и не сожалею. Мне кажется, что у меня ещё есть чем делиться, главное, чтобы было с кем. Неиссякаемый оптимизм, желание двигаться, работать, делиться опытом, пока есть возможность, и перенимать опыт у старших коллег по университету – надеюсь, что всё это будет со мной как можно дольше. Не жалею ни о чём!
Маргарита Горохова