С 1 августа этого года приказом ректора МИЭТа новым проректором по учебной работе назначен А. Г. Балашов. Мы побеседовали с Александром Геннадьевичем и узнали информацию по всем вопросам об изменениях в учебном процессе, которые появились у студентов.
Александр Геннадьевич Балашов
С 2021-го по август 2022-го: Проректор по международной деятельности и работе с молодёжью
До 2021 года: Ответственный секретарь приёмной комиссии МИЭТ
С 2016 по 2017 год: Директор Департамента организации и сопровождения учебного процесса
С 2010 по 2016 год: При существовании системы факультетов являлся деканом факультета ПрИТ, а в настоящий момент продолжает преподавательскую деятельность на направлении «Электроника и наноэлектроника»
– Александр Геннадьевич, расскажите, какие изменения ждут студентов касаемо учебного процесса в МИЭТе.
– Первое и самое главное – повышение учебной дисциплины, а именно изменения в регламенте по работе со студентами, имеющими академические задолженности. Это коснётся всех: тех, кто уже имеет подобные долги, и тех, кто будет приобретать новые. Мы считаем, что наличие людей, имеющих очень много долгов, негативно влияет на климат в студенческой среде: одногруппники таких ребят, видя безответственное отношение к учёбе, позволяют и себе «пропустить контрольное мероприятие» сначала одно, затем парочку и уже к концу семестра образовывается новый должник. Для исправления ситуации будут сокращены сроки ликвидации академических задолженностей: сейчас должник может числиться один учебный год, но это не означает, что мы обязаны его держать. Ни в коем случае не будем давать возможности затягивать ликвидацию долгов более, чем на семестр. Человек, у которого возникают такие задолженности, в максимально короткие сроки должен её ликвидировать.
– Как планируется назначать пересдачи по учебным дисциплинам?
Моё предложение заключается в том, чтобы сразу после сессии была дана возможность первой пересдачи, а вторая пересдача назначалась в течение следующего семестра. Однозначно, она должна пройти до начала новой сессии. Если задолженность так и не была ликвидирована, то студент будет отчислен до следующей сессии. Такой подход, кроме того, позволит снизить и нагрузку на преподавателей. Взамен тех, кто не хочет учиться, мы будем привлекать студентов, переводящихся из других университетов, которые когда-то не смогли к нам поступить по разным причинам, но при этом сохранили желание учиться в МИЭТе. Более того, будут освобождаться места для трудолюбивых студентов, которые учатся на платной основе.
Что касается сроков внедрения нового регламента, то планируется внедрить его уже в этом семестре, где-то в ближайшие полтора месяца. Эта процедура будет происходить по согласованию со Студенческим советом МИЭТ – в данном случае это важный согласующий орган студентов.
– Что будет со студентами, уже имеющими академические задолженности?
– Хочу отметить, что мы будем действовать не только кнутом. Для ребят, уже имеющих академические задолженности, будет организован переходный период, в течение которого персонально с каждым из них начнут работу преподаватели, ответственные за работу с обучающимися. При положительной динамике со стороны таких студентов совместно с каждым из них будет составлен индивидуальный план закрытия задолженностей. То есть мы дадим возможность продолжать обучение в МИЭТе и в дальнейшем выйти на защиту выпускной квалификационной работы. Цели отчислить половину студентов университета у нас не стоит! Но если же после формирования плана погашения задолженностей мы видим, например, через месяц, что человек не сделал вообще ничего, – увы, будет произведено отчисление. Помимо этого мы будем более внимательно относиться к ребятам, не приступившим к освоению образовательной программы. Если студент уже начиная с сентября не ходит на занятия и после ряда разъяснительных бесед и мер с ним ситуация не меняется, а также продолжается игнорирование правил внутреннего распорядка, то такой человек будет отчисляться даже не за неуспеваемость, а за нарушение конкретно этих правил. Я хотел бы предупредить первые и вторые курсы, что никаких послаблений в данном контексте не будет.
С третьим и четвёртым курсами проще: если ребята перешли на старшие курсы, то у них сформированы уже определённые знания, они доказали, что могут учиться, поэтому если у них есть проблемы, надо разбираться с каждым персонально и оказывать содействие для решения сложившейся ситуации. Как я уже говорил, у нас нет цели отчислять всех, кто хотя бы раз оступился.
– Будут ли какие-либо изменения в учебном процессе благодаря программе «Приоритет-2030»?
– Уже открыты новые возможности по освоению дополнительных образовательных программ благодаря получению МИЭТом базовой части гранта «Приоритет-2030». Совместно с дирекцией программы мы отобрали самые перспективные из них и запустили их для студентов. С нашей точки зрения, это позволит повысить востребованность наших студентов на рынке труда. Ребятам, имея такой спектр возможностей, нужно обращать внимание на своё развитие: то, что сейчас они могут получить бесплатно, параллельно осваивая свою основную учебную программу, станет для них платным после того, как они перестанут быть студентами МИЭТа.
– К большому сожалению для студентов, расписание на настоящий семестр появилось за день до обучения. Из-за этого все обучающиеся университета не могут спланировать своё личное время, дни выхода на практику или работу. От Студенческого совета МИЭТ нам известно, что с учётом Порядка составления расписания учебных занятий расписание должно быть опубликовано за 10 дней до начала обучения (документ имеется в распоряжении редакции. – Прим. ред.).
– Составление расписания – это многофакторная задача. Во-первых, у нас значительно увеличился контингент. Например, в магистратуру приняли на 30 % больше студентов, чем планировалось изначально в начале лета, аудиторный фонд при этом не вырос. Нагрузка на него увеличивается. Во-вторых, помимо штатных преподавателей у нас работает много преподавателей-совместителей. Важны не только теоретические знания, но и практические – наши преподаватели (и штатные в том числе) работают на специализированных предприятиях и имеют уникальный практический опыт. Это всё вместе ограничивает график работы преподавателя. Ещё один немаловажный момент – требования к аудиториям. Раньше мультимедийными аудиториями пользовались не все преподаватели, а сейчас – все. Что планируется сделать для улучшения ситуации? Первое – автоматизация с точки зрения разработки алгоритмов, которые позволяли бы учитывать граничные условия, все начальные данные и ограничения на нагрузку преподавателей и учебного фонда: требования преподавателей-совместителей, требования регламентирующих документов и элементарный здравый смысл, чтобы студентам не приходилось приходить на единственную пару в день, которой являлась бы физкультура.
– Хватает ли в целом университету сейчас свободных аудиторий для комфортного проведения занятий?
– Аудиторный фонд на текущий момент перегружен. Одна из целей по этому вопросу – провестиаудит всех учебных помещений в течение этого семестра и разработать предложения по оптимизации. Как известно, есть аудиторный фонд, закреплённый за отдельными кафедрами и Институтами, а есть общеуниверситетский фонд. Стоит задача оценить эффективность использования каждой аудитории.
Лекция заведующего кафедрой ВМ-1 А.А. Прокофьева
– Каким вам бы хотелось видеть МИЭТ к 2030 году?
– Я вижу МИЭТ объединяющим центром, вокруг которого сконцентрированы все процессы, связанные с развитием электроники и информационных технологий. Сейчас есть такое понятие инновационного пояса вокруг МИЭТа. Наши преподаватели и учёные могут многое, поэтому при том внимании к отрасли, которое проявляется сейчас на всех уровнях, в скором времени мы станем свидетелями больших успехов. Во взаимодействии со своими партнёрами, МИЭТ станет драйвером этого развития.
– Александр Геннадьевич, спасибо за ответы на вопросы! Какой совет вы можете дать ребятам?
– У студентов сейчас очень много возможностей. С каждым годом, когда человек взрослеет, времени, которое он может потратить на своё развитие по специальности и в иных навыках, будет всё меньше и меньше. Важно сейчас заложить такую базу, которая даст возможность развиваться и далее. Обязательно нужно также учить иностранный язык: в научной среде публикации пишутся на английском языке. Нужно тратить своё время с пользой, со всем вниманием смотреть на те возможности, которые вам предоставляют, и ни в коем случае не забывать при этом о своём здоровье. Спорту также нужно уделять большое внимание, и МИЭТ даёт возможности и для этого!
От всей души желаем вам, дорогие читатели, учиться исправно и настоятельно рекомендуем посещать абсолютно все учебные занятия. Если же у вас есть академические задолженности, желаем скорейшего их закрытия.
Игорь Харитонов