Мир меняется, меняются способы коммуникации, методы воспитания и образования. Электронные книги, например, вытесняют бумажные. Вместо ознакомления со всем текстом параграфа в учебнике можно лишь набрать необходимый вопрос в поисковике и сразу получить ответ, в котором отсечено всё лишнее, что не касалось бы сути вопроса. Но как это сказалось на нашей учёбе и успеваемости? Заметно ли какое-либо влияние? На эту тему мы попросили высказаться доктора физико-математических наук, профессора Института физики и прикладной математики Игоря Натановича Горбатого.
Игорь Натанович Горбатый
Студенты и преподаватели
Мне проще сравнивать современных студентов со студентами 50-летней давности. Недавно именно такой юбилей был у меня и моих сокурсников, поступивших в МИЭТ в сентябре 1972 года.
Как и прежде студенты молоды, красивы и оптимистичны. Кажется, что не изменились взаимоотношения студентов с преподавателями, они остаются уважительными и взаимно доброжелательными. Контакты с преподавателями стали более тесными и простыми. Уже не нужно «ловить» преподавателя, достаточно с ним списаться по почте и договориться о встрече. А раньше приходилось «ловить», иногда всей группой, планируя «засады» в разных местах. Студенты сегодня, мне кажется, стали более свободными и открытыми в общении. Не помню, чтобы мы, обучаясь в МИЭТе 50 лет назад, после лекции гурьбой окружали лектора и засыпали его вопросами. А сейчас это происходит регулярно и перемены между парами часто не хватает для общения.
Не было раньше и той трогательной заботы старших студентов о первокурсниках, которую мы сегодня наблюдаем. Эта забота впечатляет, но иногда и удивляет. Недавно одна студентка не пришла ко мне на переэкзаменовку 30-го августа, а позже при встрече объяснила отсутствие тем, что была на встрече с первокурсниками. Раньше приоритеты у студентов были выстроены иначе.
Должники
Не было раньше в МИЭТе столько должников. Неуспевающих к началу следующего семестра отчисляли. Отчисление из вуза было трагедией, но таких несчастных было мало. Так, на шестом курсе факультета ФТ (физико-технический – прим.ред.) в 1978 году на каждую из восьми студенческих групп в среднем приходилось по 23 студента.
А сегодня в МИЭТе параллельно с учебным процессом идёт ещё один, почти такой же по трудоёмкости, но малоэффективный и безрадостный – работа с должниками. Отчисляют медленно, но помногу и это обычная рабочая процедура. Отчисленный может летом вновь поступить в тот же или в другой вуз, особенно не напрягаясь, по результатам ранее сданных ЕГЭ. Отчисление перестало быть проблемой. Может быть поэтому десятки первокурсников даже не приступают к занятиям. Первый семестр они получают стипендию, потом целый год живут в общежитии в чудесном городе вблизи столицы, пользуясь студенческими льготами. Понятно, что выпускник школы может ошибиться с выбором вуза, но исправление ошибки не должно занимать годы!
Учёба и работа
В «наше время» многие студенты, начиная с третьего-четвёртого курса, начинали работать на кафедрах института. Я, например, сначала работал в лаборатории Жигальского Геннадия Павловича на кафедре гибридных интегральных схем, затем перешёл на кафедру общей физики к Виктору Ивановичу Мурыгину. Студенты находили себе работу на многих кафедрах, кто-то занимался измерениями, кто-то расчётами.
Замечу, что на первом курсе для такой работы у студентов не было ни времени, ни соответствующих навыков. К третьему курсу за спиной студентов уже было четыре практикума по физике, практикум по общей химии, по электротехнике, физической химии, курсовая работа по информатике. Мы уж много чего умели.
Поступившие в МИЭТ 50 лет назад, И.Н. Горбатый третий справа
Английский язык
В чём нынешние студенты превосходят студентов прошлых поколений, так это в знании английского языка. Впрочем, моя оценка основана на отдельных примерах, и преподаватели английского языка могут сказать точнее.
Решать или искать решение
Раньше студенты учились при минимальных информационных ресурсах. Студент имел пару учебников по курсу из библиотеки, рукописный конспект лекций и задачник. Ответы к задачам обычно в задачнике приводились, а вот решения нет и нигде не публиковались. Какие-то задачи решались на семинарах, но большей частью подготовка к контрольной состояла из самостоятельного решения задач.
Сейчас в сети можно найти решение почти любой задачи с разной степенью подробности. И студенты обычно не тратят время на самостоятельное решение задач, а разбирают уже готовые выверенные решения. Добиваются понимания решений, тренируются их воспроизводить по памяти. Они, видимо, считают непродуктивным трату времени на самостоятельные поиски решения, на пробы и ошибки.
У преподавателей «старой школы» такой подход вызывает протест: «Не решая задачи самостоятельно, вы никогда не научитесь это делать, ничего нового не сделаете, способны будете только повторять то, что уже сделали другие». И я какое-то время назад твердил подобное. Теперь соглашусь, что выбранный студентами путь весьма эффективен. Что касается умения решать новые задачи, то большая практика здесь, возможно, и не нужна. Достаточно тех новых задач, которые мы предлагаем студентам на контрольных мероприятиях в условиях их изоляции от сети.
Поиски простейшего
Сегодня настойчивость и упорство при работе с учебными материалами часто подменяется поиском новых более простых источников информации. Помню, как в студенчестве мы порой часами продирались через страницу текста учебника. Такое и сейчас случается. Когда недавно я говорил об этом со студенткой-отличницей (и просто красавицей), она отреагировала: «учебник плохой, нужно искать другой».
И студенты ищут, отправляют в сеть запросы распространённого формата «Сложный эффект Зеемана простыми словами». Иногда на поиски тратится много времени. Увы, поиском часто процесс изучения и заканчивается. Но в любом случае, цель не достигнута, ведь перед студентами не просто был поставлен вопрос, но и очерчена глубина его проработки. В науках действительно есть много трудных вопросов. И без напряжения и предварительной подготовки их не понять. Зато, если понять удаётся, то открывается путь к другим более сложным вопросам.
Дистанционное обучение
Почти пять семестров обучение студентов в МИЭТе было дистанционным. Для этого были освоены специальные инструменты, разработаны методики. Хочется думать, что времена вынужденного дистанционного обучения к нам не вернутся. В то же время не напрасно же мы работали, что-то из наработанного за эти годы, возможно, нам пригодится. Об этом скажу коротко и имея в виду только физику.
Дистанционные лекции эффективны. Они не сводятся просто к видео-файлам с изложением теории, а могут содержать также результаты компьютерного моделирования, физические демонстрации, краткие конспекты теории и тесты. Конечно, слушать лекцию продуктивней не в лекционной аудитории, а в удобном месте и в удобное время.
При этом дистанционные лекции не нравятся многим преподавателям. Я, например, если есть выбор, всегда сделаю его в пользу лекции очной. При дистанционной форме лекции теряется связь лектора со слушателями и это существенная потеря для лектора. Но это проблема лектора.
Есть более существенная проблема дистанционных занятий: как только учебное мероприятие выпадает из жёсткого расписания, оно имеет тенденцию к переносу на более поздний срок… И все знают, чем это заканчивается.
Сейчас лекции очные, к ним есть полный набор материалов для самостоятельного изучения, но умные студенты приходят в лекционную аудиторию, садятся в первых рядах, слушают, записывают, пытаются понять главное за эти 90 минут. При самостоятельном изучении времени потребуется заметно больше.
Во время дистанционной учёбы контрольные мероприятия проводились с использованием инструментов MOODLE. Тестирование в MOODLE оказалось очень технологичным. Составленное однажды тестовое задание можно использовать в разных комбинациях для различных контрольных мероприятий. НоMOODLE тестирует студента, вооружённого смарт-фоном. При этом контролируются не столько знания,сколько умение быстро находить информацию и быстро её обрабатывать. Поэтому традиционная форма контроля студента, «отключённого от сети», без шпаргалок и подсказок, остаётся основной.
Процесс получения и обработки информации несомненно изменился со времён первых студентов МИЭТа, что и подмечают наши преподаватели. А вот насколько эффективными или непродуктивными, полезными или даже вредными окажутся эти фундаментальные изменения для студентов, покажет время.
Антон Белокопытов