Артём Квач – выпускник МИЭТа 2016 года. Когда он выпускался из школы № 1151 (физмат класс), он выбирал между тогда ещё кафедрами ИПОВС и КИТиС. Однако информатику получилось сдать лучше, чем физику, так что в конечном итоге Артём поступил на ПрИТ. Сейчас он и преподаёт на СПИНТехе, и работает по специальности, и руководит собственной компанией «ПрофТехСофт». О списывании, перенасыщении рынка IT-специалистами и направлениях подготовки на СПИНТехе – в нашей статье.
Артём Квач
Нужно больше «свежих мозгов»
На самом деле, я вообще не планировал преподавать, хотел быть «чистым» программистом. Это получилось спонтанно. После второго курса ко мне подошёл мой коллега – тогда я уже работал по специальности – и предложил преподавать школьникам программирование на летних каникулах. Я согласился, втянулся, мне понравилось. Когда кому-то что-то объясняешь, сам начинаешь углубляться в эту тему, постоянно прокачиваешься. Здесь уже нельзя сказать: «Я не знаю», так что приходится разбираться вместе.
Позже я начал преподавать в университете, и это оказалось в разы интереснее. На тот момент я уже работал по специальности и как наёмный сотрудник, и в своей компании, поэтому для меня преподавание – отличный стимул оставаться на плаву, быть в курсе всего, общаться со «свежими мозгами». Ребята часто предлагают интересные идеи проектов, порой даже безумные, и здесь есть, что почерпнуть. Кроме того, студенты – это вектор развития, потенциальные кадры: кого-то я беру с собой в хакатоны, кого-то – на олимпиадное программирование, кто-то работает у меня в компании. Студенты – это просто клад, поэтому я шёл сюда осознанно.
По ту сторону кафедры
Самое забавное по ту сторону – списывание. Когда я сам был студентом, мне казалось, что я Джеймс Бонд, неуловимый списыватель, что засечь меня просто невозможно. Когда смотришь на студентов с позиции преподавателя, это настолько очевидно, настолько видно, что каждый раз невольно вспоминаешь своих преподавателей добрым словом. Они где-то в силу понимания, где-то в силу лояльного отношения позволяли это делать, считая, что найти информацию можно везде, но самое главное – не зазубривать наизусть, а разобраться в сути. Так что вывод простой: если ты списал – то это не ты молодец!
Лучший силами лучших
Участие в конкурсе «Молодой преподаватель вуза Москвы – 2022» было сложным и интересным одновременно. Одним из заданий, например, стала съёмка видеоролика «как проходят ваши пары». Силами МИЭТ-ТВ наше видео стало лучшим. Были некоторые возмущения от других конкурсантов касательно того, что к съёмкам привлекались операторы, монтажёры, что была хорошая техника, но правила конкурса не запрещают снимать ролик таким образом, что жюри и отметило. Более того, во многих вузах-соперниках есть точно такие же студенческие ТВ-студии, и неясно, почему никто не воспользовался их помощью. К финалу тоже готовились серьёзно. По итогам мы заняли первое место, а разрыв со следующим по рейтингу участником составил восемь баллов.
Огромную помощь оказала группа поддержки и Профком МИЭТ! Всего можно было позвать не более 50 человек. Мы думали, что соберём примерно половину, но в итоге студенты даже стали между собой спорить, кто поедет. Отличились ребята и на финале: несмотря на то, что студенты одного из вузов привезли с собой громкоговорители и сидели в первом ряду, наши ребята их всё равно переорали и выиграли билеты в театр. Поддержка действительно была колоссальной.
В следующем году участником по правилам конкурса я быть уже не могу, но буду сидеть в жюри (Преподаватели МИЭТа не в первый раз становятся призёрами конкурса Мододой преподаватель вуза Москвы. В 2016 году победил Иван Пьянов, доцент Института БМС; в 2021 году Оксана Лукманова, старший преподаватель кафедры ИБ, заняла второе место. – прим. ред.).
Артём Квач на конкурсе «Молодой преподаватель вуза Москвы – 2022»
Откуда берутся «трушные» программисты?
У нас два направления подготовки. «Программная инженерия» нацелена на «трушных» программистов, именно разработчиков, которые могут пройти все этапы проекта от идеи до воплощения в жизнь. Они способны грамотно составить ТЗ, оценить требования как в денежном, так и во временном эквиваленте, расписать задачи, спроектировать базы, интерфейсы, написать код и запустить продукт на рынок. Выпускник обладает всеми навыками разработчика – не кодера, не программиста, а именно разработчика – он может сделать всё с нуля до выпуска продукта.
«Прикладная информатика» потому и прикладная, что здесь готовят в большей степени не разработчиков, а специалистов, которые понимают бизнес-процессы. Как показывает практика трудоустройства, ребята работают аналитиками, выступают BI (Business Intelligence), в большей степени находятся в прослойке между бизнесом и разработкой. В основном это product owner’ы – руководители проектов: они анализируют требования, собирают их, грамотно раскладывают для команды разработчиков и, соответственно, могут где-то подкорректировать бизнес-планы, автоматизировать какой-то процесс. Самое главное, они понимают специфику разработки. Они могут писать код, но это не основа их специальности.
«Го катку» от преподавателя
Курс «Киберспорт в предметной области» направлен в большей степени на теоретический базис того, как в принципе устроены игры и киберспортивные дисциплины. Теория игр – это смежная с математикой область. Понятно, что «под капотом» курса будут игры, но сама идея – показать через их призму стратегический подход к разработке, к принятию решений и к проектированию игр в целом. Курс даст студентам более фундаментальное понимание того, кто такой геймдизайнер, геймдевелопер, как важна математика в играх. Пока эта дисциплина будет читаться только магистрам, но позже есть планы ввести её и в программу бакалавриата. На данный момент идут переговоры с турнирными организациями, будет централизованно формироваться и тренироваться миэтовская сборная.
«Вымрут» ли рядовые айтишники?
Я думаю, что перенасыщения рынка IT-специалистами не произойдёт, так как программирование в любом случае – это прикладная дисциплина, никто не программирует ради программирования. Сейчас развиваются медицина, автотранспорт – все сферы жизни так или иначе пронизываются автоматизацией. Скорее, уйдут классические профессии типа водителя автобуса – лет через 30 транспорт просто автоматизируется. При этом внутри рынка тоже будут изменения, какие-то специфики начнут отмирать, какие-то – добавляться. Например, сейчас уже не так популярны верстальщики сайтов, потому что есть масса готовых конструкторов. А вот люди, которые разрабатывают такие сервисы и поддерживают их, будут нужны. Мы говорим про среднего специалиста, высокоуровневые востребованы всегда. Впереди много интересных задач: разрабатывается машинное зрение, машинное обучение, Илон Маск собирается колонизировать Марс, поэтому ближайшие лет 20-30 перенасыщение нам не грозит.
Совместить несовместимое
По своему опыту могу сказать, что работа по специальности со второго курса мне лично никак не помешала. Но тут важно понимать, что нужно работать именно по профессии, развиваться в своей области – это единственный вариант, при котором совмещение учёбы и работы будет плодотворным. Если же студент выбирает себе подработку, не требующую особых знаний по специальности или высшего образова
ния как такового (например, работа в кафе или на кассе магазина), то он, конечно, заработает деньги, которые, возможно, потратит на оплату обучения, но он и учиться толком не будет, и на работе получать необходимый опыт не сможет. Такая работа однозначно мешает учебному процессу.
Также здесь многое зависит от компании. Если мы идём работать в крупную компанию типа Croc, «Яндекс», может возникнуть конфликт интересов: хороший разработчик здесь в силу занятости вряд ли пойдёт в магистратуру – с ним вместе работает куча специалистов разных профилей, которые могут его обучить необходимому минимуму. Вуз всё-таки даёт академические знания и учит учиться самостоятельно. В случае самообучения в такой компании ты просто звено цепи, которое легко заменить. Студент должен в первую очередь думать о себе: в вузе его обучат в разы лучше, чем коллеги на работе, потому что для них ты – просто очередной кадр.
Послание в будущее
Абитуриентам я желаю не бояться поступать. В годы моего поступления все твердили, что надо быть юристом или бухгалтером – это было модно, престижно и стабильно. Сейчас из каждого утюга призывают идти в программирование. Это, безусловно, интересная, но и сложная профессия, нужно быть готовым к серьёзной конкуренции – специалистов много, и учиться придётся всегда. Прямо как в поговорке: «Век живи – век учись», так и у программистов. Мир у нас очень быстро меняется.
Нынешним же студентам СПИНТеха я хочу пожелать дерзости в самом правильном проявлении – не бояться выдвигать свои идеи, не бояться рисковать – пока ты студент, пока ты молодой, это с лихвой окупится. МИЭТ даёт огромную поддержку: это и конкурсы, и гранты, и повышенные стипендии, в том числе академические. Предлагайте свои идеи преподавателям, и среди них обязательно найдётся тот, кто поддержит вашу безумную задумку. Таких примеров множество – те же PICASO 3D, которые выросли в крупную компанию из маленькой идеи.
Группа поддержки МИЭТа на конкурсе «Молодой преподаватель вуза Москвы – 2022»
София Рогатова