Артём Постолит, выпускник кафедры информатики и программного обеспечения вычислительных систем (выпускник МПиТК’09), учился на программиста, а стал пилотом крупной российской авиакомпании. Побеседовали о работе, необычном хобби и студенческой деятельности на МИЭТ-ТВ.
Артём Постолит
– Насколько я знаю, вы закончили МИЭТ, а потом сменили профессию и теперь работаете пилотом «Аэрофлота». Можете, пожалуйста, поподробнее рассказать, какой путь вы прошли, чтобы достичь этого?
– Я окончил МИЭТ в 2009 году, параллельно проходя курсы CISCO в Центре компьютерного обучения, и в том же году устроился настраивать компьютерную сеть в только что открывшемся терминале D аэропорта Шереметьево. Там я проработал два с половиной года, глядя на самолёты, а потом ушёл учиться в Сасовское лётное училище в Рязанской области. Отучился там три года и вернулся в тот же аэропорт в 2016 году, но уже в качестве пилота.
– Вы всегда хотели стать пилотом?
– Честно говоря, да. Мне нравилось это с детства, часто играл в симуляторы, но авиация казалась недостижимой мечтой. У моего одноклассника отец летал в «Аэрофлоте», устроившись на работу после службы военным лётчиком. Я думал, что это – единственный путь: став опытным лётчиком в армии, начать перевозить людей в гражданской авиации. Других примеров у меня не было, поэтому я перестал думать о небе и пошёл по стопам отца, став программистом.
– Не страшно было бросить хорошо оплачиваемую работу и начать всё заново?
– Помню свои мысли: было нелегко пойти на риск и остаться без стабильного заработка, но ещё страшнее казалась перспектива заниматься всю жизнь нелюбимым или скучным делом. На меня та работа нагоняла тоску, и просидеть в офисе всю жизнь казалось самым худшим. Несколько раз на пути в авиацию мне было сложно, но сворачивать и останавливаться я уже не мог.
– Реально ли пройти этот путь нынешним студентам и выпускникам? Наверное, многие втайне мечтают о небе.
– Выпускники, конечно, могут. Чем раньше, тем лучше. Чем моложе, тем легче. Сейчас требуется школьный аттестат и средний балл 5,0. Если у выпускника аттестат плохой, то надо поступать в вечернюю школу и получать новый. Ещё надо помнить про медицинское обследование – в нашей стране самые жёсткие требования по здоровью. В училище не берут, например, со слабым зрением, с плоскостопием, искривлённой носовой перегородкой. В общем, выучиться реально, а вот найти работу – это уже зависит от потребностей авиакомпании. Но если закончил училище хорошо и обладаешь свободным английским, проблем быть не должно.
Артём Постолит в лётном училище
– Помогают ли навыки программирования в вашей работе?
– Честно говоря, не очень. Всё-таки программистом надо становиться на основе практики, а не после обучения. Я так и не работал по профессии, а вот мой друг закончил ЭКТ по специальности «Биомедицина» и в итоге стал программистом только потому, что на пятом курсе ушёл программировать во время производственной практики. Теперь он переехал в другую страну, и у него всё прекрасно. Диплом – это хорошо, но навыки важнее.
– Планируете ещё раз менять профессию, или авиация – это навсегда?
– Пока нет. В авиации я шесть лет, зачем её менять? Всё нравится, у меня хороший карьерный рост. Уже пережил два кризиса в отрасли: когда пришёл работать, то распадался «Трансаэро», а затем случилась пандемия, когда я только стал командиром. Сначала я пробивался сам, но теперь помогает и компания. Так что, если уходить куда-то, то только в своё дело и в более зрелом возрасте.
– Насколько сейчас сложная ситуация в авиации в связи с геополитической обстановкой?
– Лично на мне она никак не сказалась – летаем мы столько же. В пандемию, когда был закрыт весь мир, налёт был меньше, а сейчас закрыта только Европа. К тому же, на России авиация не заканчивается, поэтому многие работают в Китае, Вьетнаме, ОАЭ, Америке. Пока непонятно, что будет дальше, но время покажет.
– Во время учёбы вы работали в МИЭТ-ТВ, можете рассказать об этом?
– Когда учился, то увлекался видеороликами и на втором курсе пришёл в МИЭТ-ТВ. Влился и начал снимать, монтировать, рисовать какие-то спецэффекты, брать интервью. Провёл там три года, всего делал понемногу, разве что новости не вёл.
На съёмках ролика для МИЭТ-ТВ
– Я слышал, что кроме интересной работы у вас есть и интересное хобби, расскажете поподробнее?
– Это, наверное, про фокусы. Я называю себя лучшим фокусником среди пилотов и лучшим пилотом среди фокусников. Даже в Москве это редкая сфера, а за её пределами – тем более. В училище, например, было много музыкантов, а фокусник – один я. Ездил на районные и областные выступления, всегда занимал только первые места. В авиации тоже помогает – езжу выступать в подшефные детские дома, например.
– А расскажите, каково это, когда ваш «офис» находится на высоте 12 000 метров над уровнем моря?
– Атмосфера потрясающая. Ты заходишь в кабину и остаёшься наедине со своим коллегой и с диспетчером. Сейчас я командир, поэтому руководства надо мной нет. Оно может контролировать потом, ведь все параметры полёта записываются, но здорово, что несмотря на хорошее руководство и отличные взаимные отношения, начальство я вижу не так часто, примерно раз в полгода.
В кабине самолёта
– Вы не знаете, есть ли ещё в авиации выпускники МИЭТ?
– Есть пара ребят, недавно окончивших училище, про которых я слышал, что они тоже из МИЭТа, но близко не знаком. Я дружу с Виталием Сербиным с ИМЭ (факультет Информатики и микроэлектроники) и с Сергеем Сергачевым, который тоже закончил МПиТК. Виталий поступил в МИЭТ в том же году, что и я, мы вместе с ним были на военке. Он на год раньше закончил училище и успел поработать в «Трансаэро» до того, как компания распалась. Сергей поступил в МИЭТ в 2008 году, мы вместе тренировались в сборной по плаванию у Вадима Александровича Макарычева, потом учились в одном лётном училище, а теперь даже летаем в одной эскадрилье, и у нас один и тот же начальник. Надеюсь, как-нибудь получится полетать с ним в одном экипаже.
Алексей Черняев