Теория – это хорошо, но практические умения нужны в любом деле. Отличным вариантом получения реального опыта и новых кейсов в портфолио становятся студенческие конкурсы. Один из таких, «Современный город глазами студентов», в 2021 году объединил учащихся из пяти ведущих вузов России для разработки проекта благоустройства набережной Москвы-реки. О результатах и перспективах конкурса нам рассказала Олеся Буцерова, организатор конкурса и доцент кафедры инженерной графики и дизайна МИЭТ.
Олеся Буцерова
– Олеся Викторовна, расскажите подробнее о конкурсе «Современный город глазами студентов». Для кого он и какие возможности открывает?
– «Современный город глазами студентов» – это межвузовский конкурс студенческих проектов развития городской среды. Проект стал результатом сотрудничества ведущих российских университетов: МИЭТ, КГТУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН, РГУ им. А.Н. Косыгина и Ассоциации «Гильдия ландшафтных инженеров». Впервые мероприятие прошло осенью прошлого года, объединив в четыре команды 28 участников, получающих различные специальности: инженер, ландшафтный дизайнер, архитектор, гидротехник, графический дизайнер, эколог и экономист. Каждой команде предстояло разработать свой проект реконструкции набережной Москвы-реки в районе Строгино.
Конкурс рассчитан на студентов старших курсов и магистров, безусловно мотивированных, с хорошей успеваемостью, имеющих портфолио. Последнее важно для отборочного этапа, поскольку не всегда есть возможность оценить навыки с помощью тестового задания. Взамен ребята получают бесценный опыт общения со студентами смежных направлений из других вузов и реальную возможность продемонстрировать свои знания и умения в решении прикладных задач в рамках междисциплинарного коллектива. Для дальнейшей профессиональной деятельности очень важны связи между специалистами в своей и смежных областях. В будущем архитектор, например, может стать заказчиком для графического дизайнера, инженер, возможно, будет полезен ландшафтному дизайнеру и т.д. Поэтому мы стремились дать всем возможность по-максимуму интегрироваться в работу над сложным многоступенчатым проектом.
Проект группы «Бета»
– На какие этапы делится конкурс?
– Начинается всё с отборочного испытания: это может быть как тестовое задание, так и оценка портфолио. Также важную роль играют ответственные преподаватели-кураторы от каждого вуза, перед которыми стоит задача по выявлению талантливых студентов и помощь им в выдвижении на конкурс. Потому что иногда и по портфолио невозможно корректно оценить возможности учащегося.
Далее уже сформированные команды приступают к исследовательскому этапу. В ходе него нужно собрать всю необходимую информацию о территории, проанализировать результаты уже имеющихся исследований и проектов по теме, изучить аналогичный зарубежный опыт, определить перечень наилучших доступных технологий. Тема прошедшего конкурса – проект реконструкции и развития набережной Москвы-реки в районе Строгино. Это сложный объект, вокруг него давно ведутся споры между заинтересованными сторонами: городской администрацией, архитекторами, экологами и местными жителями. В 2020 году уже проводился международный конкурс на проект набережной Строгино, в результате которого был сформирован обширный проектный и исследовательский материал. Но было интересно взглянуть на проблему именно глазами студентов. Участники изучали как общедоступную информацию, так и проводили самостоятельный анализ территории с применением дистанционных технологий и полевых исследований.
Итогом исследовательской работы стали отчёты каждой из команд, на основе которых ребята получили от кураторов обратную связь, критику и советы по направлениям дальнейшей работы. На основе собранных данных команды приступили к проектному этапу, где нужно было «на бумаге» изложить свои идеи по улучшению пространства, разработать мастер-план территории и наглядно представить результаты проделанной работы в соответствии с отведённой ролью в команде. Этот этап сопровождался поддержкой экспертов в виде серии образовательных онлайн-лекций по темам: территориальный брендинг, устойчивое развитие городских территорий, основы организации проектной деятельности. Презентация проектов состоялась в формате защиты с онлайн-трансляцией: с комментариями, критикой, иногда с возмущением и восхищением. В результате были определены победители и призёры, а также обладатели спецприза – к сожалению, одна из команд дошла до финала всего лишь с двумя участниками, но всё же проект получился хороший, и члены жюри посчитали необходимым вознаградить их усилия.
Проект группы «Гамма»
– Будет ли изменяться состав профессий участников проекта в будущем?
– Да, это вполне возможно. Всё зависит от реализуемого проекта. Так, IT-специалисты могут вместе с дизайнерами разрабатывать объекты современного искусства или виртуальные копии территории, почему нет? Часто необходимо использование специфического ПО, например, для прогнозирования затоплений территории, расчёта инсоляции, ветровых нагрузок. Но это уже работа для инженера-эколога с компетенциями в области программирования.
– Каким должен быть развитый современный город с точки зрения дизайнера?
– Современный город должен быть гуманным, ориентированным на человека, его интересы и потребности. Он должен быть безопасным как с информационной точки зрения, так и с физической. Городская среда должна быть доступна людям независимо от пола, возраста, национальности, физических возможностей. Город должен помогать людям реализовывать свой потенциал. Из такого города не захочется сбежать в другой населённый пункт или страну.
Конкурс «Современный город глазами студентов» ставит своей задачей формирование у ребят патриотического отношения к среде – всё в их руках. Объединившись, они могут реализовывать большие проекты по обновлению городского пространства, которым сами же и будут пользоваться. Несмотря на то, что в любой стране и в любом городе есть свои проблемы, они решаемы силами хорошо образованных специалистов.
Конкурсная работа стала основой для выпускной квалификационной работы Аделины Уржановой, Д-41
– В чём заключается работа дизайнера при облагораживании городского пространства?
– В создании бренда территории и её визуальной идентичности, которой зачастую нет. Ну парк и парк – «ноунейм» – без названия, без логотипа, без узнаваемого образа. Не все территории могут похвастаться наличием значимой общеизвестной достопримечательности. Но любой территории можно придать идентичность: возможно, там будет проходить какой-то ежегодный музыкальный фестиваль, или фотовыставка, или будет размещён объект искусства. С точки зрения проектирования сценария использования пространства – это всё работа дизайнера.
Второй аспект – создание визуальной коммуникации с посетителем, которая позволит пришедшим людям не чувствовать себя потерянными, не знающими, где вход/выход, кафе или точки проката самокатов. Создание графических элементов, в том числе в цифровом пространстве, для эффективной навигации – тоже часть работы дизайнера. Ещё одна интересная и развивающаяся тема – интеграция информационных технологий и дизайна – создание виртуальных копий городских пространств и объектов дополненной реальности в среде – кстати, отличная идея для следующего конкурса.
Глеб Гвайта