Существует немало стереотипов об учёбе в вузе. Угрюмые преподаватели, с головой погружённые в науку, большой поток информации, сложные правила и масса серьёзных лиц. Но это не про наш вуз. МИЭТ– это место, где всегда кипит жизнь, происходит множество весёлых ситуаций, не обходящих стороной и преподавателей. Безусловно, они – специалисты своего дела, но также и интересные личности, готовые помочь, дать совет и подбодрить весёлой шуткой. В этой статье они поделились с нами своим хорошим настроением и дали комментарии к забавным историям.
Георгий Леонидович Алфимов, профессор кафедры высшей математики No 1
– Георгий Леонидович, что произойдёт со студентом, который на дисциплине специальных разделов математического анализа скажет, что синус ограничен в комплексной плоскости?
– Это будет, конечно, ужасно. Я порекомендую студенту ещё поучиться в школе – там, где синус вёл себя более прилично.
– Что бы вы сделали со спящим студентом?
– Я думаю, что во время дистанционных занятий засыпало очень много народа и некоторые, судя по изобилию чёрных окон в нашем «Зуме», практически не просыпались. Я бы не будил, если только студент не храпит громко. Не мешает – и хорошо.
– А на очных занятиях вы тоже не трогаете спящего студента?
– Не надо его трогать. Может, он устал. Если он не храпит и не страдает лунатизмом, то пусть спит.
– На лекции вы как-то показали прикол с комплексными числами, где по итогу 1=-1. Как вы думаете, если бы подобные законы и правда работали, то когда бы вы ушли из преподавательства?
– Мне этот пример никто не опроверг. Вот я хожу и живу с этим знанием, что 1=-1 и страшно печалюсь по этому поводу. Может, кто-то найдётся из читателей «ИНверсии», кто меня переубедит. А пока я живу с этим и не ухожу из преподавательства.
Ольга Витальевна Саркисян, старший преподаватель кафедры маркетинга и управления проектами
– Ольга Витальевна, как-то на паре вы сказали: «Если человеку подарить обычный каштан, он всё равно обрадуется». Как вы думаете, почему людям могут быть приятны такие странные подарки?
– Людям приятно внимание. Сам подарок не имеет определяющего значения, когда вы знаете, что вас кто-то любит, кто-то о вас заботится. Важно то, что, когда мы с помощью него выражаем свою любовь, у нас меняется мир. Посредством подарка мы обмениваемся эмоциями, энергией. То есть подарок – это тот же эндорфин, который передаётся через вещественное.
– Ходят слухи, что на ваших парах можно есть и сидеть или лежать в той позе, в которой удобно. Правда ли это? Если да, то почему вы разрешаете студентам это делать?
– Основная задача дисциплины «Командная работа и деловые коммуникации» заключается в том, чтобы студенты осознали себя, научились делать разумный выбор и были работоспособными. Расписание, к сожалению, составлено не всегда очень удобно. И поэтому, если студент придёт с бутербродом и кофе, если ему нужно встать и походить, чтобы подумать, – ничего страшного. Важно, чтобы он сохранил энергетический запас и остался работоспособным.
– Говорят, что вы хорошо умеете читать людей и на своём курсе студентов обучаете этому искусству. Это очень ценный навык, но умеете ли вы распознавать истинную натуру человека, который научился хорошо маскироваться? Если да, то по каким признакам?
– Студентам я говорю, что обмануть меня невозможно не потому, что я такая провидица, а потому, что, когда вы обманываете, прежде всего вы обманываете самого себя. Когда вы мне врёте, вы не знаете, приняла я эту ложь за правду или угораю внутри себя.
Ложь можно вычислить по дыханию. Когда человек врёт, он не может находиться в парасимпатической нервной системе. Он не может глубоко дышать. Если же он намеренно глубоко дышит, то у него останавливается взгляд и он начинает этим взглядом в вас упираться. А вообще, на втором семинаре я предлагаю посмотреть фильм «Наука лжи», где рассказывают о том, почему врать нельзя, как работает наш мозг, как работает детектор ошибок, что становится с нашим организмом, когда мы врём, и насколько это вредно.
– Однажды вы рассказали о том, что существуют разные уровни общения. На ваш взгляд, какой уровень общения должен быть между студентом и преподавателем: стандартизированный или конвенциональный?
– Стандартизированный – это уровень масок. Маски – это один из трёх уровней низкого общения. Такое общение не способствует построению доверительных отношений. Глупо тратить энергию на то, чтобы сохранять формальную атмосферу. Конвенциональный уровень общения – это такой уровень общения, когда взрослый человек общается со взрослым человеком. Я – взрослый человек, который вас учит, а вы – взрослый человек, который пришёл учиться.
– «Когда вы недоспали, вы уже раздражены и видите мир в серых красках! Не высыпаться – неприлично». Все мы хотим быть людьми приличными и иметь время на сон. Расскажите, где его взять? Особенно в период сессии.
– Студентам я рассылаю разработки сомнологов и даю рекомендации. Сон необходимо разбивать на полуторачасовые фазы. За три часа до сна нужно изменить освещение экрана, понизить температуру в помещении. На время же сессии можно принимать препараты для улучшения сна.
Иван Владимирович Пьянов, доцент Института биомедицинских систем
– Иван Владимирович, как правило, диванчики на первом этаже редко бывают свободными. Где, на ваш взгляд, можно поспать уставшему студенту или преподавателю после продуктивной работы?
– А прямо на рабочем месте, как в том анекдоте про старенького профессора, которому снится, что он читает лекцию, просыпается и, как оказывается, на самом деле читает её. В студенческую бытность у нас популярность имела кнопка выключения лектора. На парте рисовали кнопку, к ней писалась инструкция: нажать на неё лбом и не отпускать до конца пары. Очень хороший метод. Для более взрослых коллег есть вариант поспать на совещании или конференции. Вариантов много, и, в конце концов, каждый может найти для себя подходящий.
– Как-то вы произнесли фразу: «Не бойтесь сломать рёбра». Почему? И что тогда нужно бояться сломать?
– Эту фразу я произношу регулярно на лекциях и мастер-классах, посвящённых первой помощи и сердечно-лёгочной реанимации. При проведении непрямого или закрытого массажа сердца нельзя исключать перелом рёбер. И это не является причиной для остановки реанимационных действий. Хотя перелом может быть связан с неправильной постановкой рук. А вот чего нужно бояться, так это сломать свою жизнь, преступив закон, нарушив какие-то правила, пойдя на сделку с совестью, и пустить её под откос из-за глупости или сиюминутной выгоды.
– «Один мой знакомый работает в морге. Он даже глазами так делает: морг-морг». Теперь мы знаем, как определить человека, работающего в морге. По каким же признакам можно определить студента?
– Когда я 20 лет назад поступил в МИЭТ, родители подарили мне статуэтку студента. Он был в футболочке, мешковатых джинсах и с кучей учебников. А сейчас студента сложно отличить от обычного человека. У всех в руках гаджет. Внешних отличий,вроде обязательного наличия очков или первородного пушка под носом, нет. Если взять Зеленоград, то можно предположить, что какой-то конкретный человек является студентом, если мы видим его в толпе бредущих от общежития по Яблоневой аллее в сторону храма науки из красного кирпича. А если это храм науки, то мы жрецы науки.
– «Блок забавных историй от Ивана Владимировича можно заканчивать, у нас же пара. А вот ещё одна такая история…» Можете и нам рассказать историю?
– Много интересного рассказывают наши коллеги в белых халатах. Вот история одного из них. Человек прибыл в травмпункт с травмами задней стенки горла. Там были кровоточащие точки. Удивительным оказалось то, что они шли по несколько штук сразу. Выяснилось, что человек был не очень трезв. Он поведал, что ему в рот залетела муха, которую он пытался достать с помощью вилки и нанёс себе подобные травмы. Вот такие истории. Чтобы не допустить засыпание студента и падение его на ручку или карандаш, я стараюсь быстренько переключиться на какую-нибудь интересную историю. Студенты слушают их широко раскрыв рты, у некоторых даже зубы потеют.
Валерия Маркеева, Виктория Кононенко