Осенью 2021 года МИЭТ стал обладателем базовой части гранта в рамках государственной программы «Приоритет 2030». Какие возможности открывает для нас эта победа? О настоящем и будущем родного университета и грядущих переменах нам рассказал Алексей Дронов, руководитель Дирекции программы развития и заместитель директора по научной работе Института перспективных материалов и технологий (ПМТ).
Руководитель Дирекции программы развития А. А. Дронов
– Какие задачи для МИЭТа наиболее приоритетны на ближайшие 10 лет?
– Наша цель – стать одним из передовых поставщиков новых технологий, которые бы внедрялись в производство, занимали ниши на рынках, в том числе международных. Для этого мы стремимся создать университет, в котором будет осуществляться опережающая подготовка элитных кадров, особенно высшей квалификации, для новых производств, связанных с микро- и наноэлектроникой и IT. Выпускники МИЭТа уже сегодня очень ценятся и в ведущих научных организациях. В будущем мы планируем только усиливать наши позиции.
Программа развития предусматривает реализацию большого количества проектов: от вовлечения школьников в научную и предпринимательскую деятельность – это особенно важно прививать с малых лет – до прорыва в науке, создания новой отечественной электронной компонентной базы, в том числе на основе новых физических принципах, таких как фотоника, спинтроника, квантовые вычисления и коммуникации на основе новых материалов, сенсорика и многих других. Также упор сделан на коммерциализацию разработок. Это вообще сильная сторона МИЭТа – мы по заказу партнёров всегда выполняли прикладные исследования и разработки, которые действительно внедрялись в производство. А базой для них служит фундаментальная наука. Это тот задел на пять, семь, а то и десять лет, который позволяет нам постоянно двигаться вперёд.
При всём этом очень хочется, чтобы МИЭТ стал по-настоящему инновационным университетом: чтобы появлялось больше команд разработчиков, создающих собственные продукты и развивающих бизнес. Сейчас в стране есть много инструментов по поддержке новых решений. Это касается не только приборов, но и ПО и IT, вплоть до VR и геймдизайна. Хочется, чтобы у ребят появлялось как можно больше идей, а мы бы давали возможность их реализации. Для этого в МИЭТе уже существует «StartUp Кухня», и мы активно развиваем данное направление.
– Как будет осуществляться качественная подготовка кадров?
– Мы выделили три тематических приоритетных направления:
• трансформация системы подготовки элитных кадров для научно-технологического развития микроэлектронной и микросистемной техники;
• развитие области электронного машиностроения в области микроэлектроники и сенсорики;
• создание интеллектуальных информационных управляющих систем.
Для осуществления этих направлений мы регулярно обновляем программы подготовки, закупаем оборудование для лабораторных работ и практических занятий, привлекаем специалистов с предприятий, преподавателей-практиков, способных передать свой опыт учащимся. Отдельно стоит отметить развитие технологического предпринимательства как надпрофессиональных компетенций.
Также создаётся образовательный контент, позволяющий студенту вне зависимости от времени суток получить знания, которые он хочет. Мир меняется, а вместе с ним – и восприятие молодых людей: становится удобнее посмотреть видео или интерактивную презентацию. По желанию у каждого студента появляется возможность пройти дополнительную образовательную программу для освоения недостающих, по его мнению, компетенций, причём не только в сфере IT.
Делегация МИЭТ, представившая стратегию развития университета в рамках конкусрной программы «Приоритет 2030»
– Как изменится образовательный процесс к 2030 году?
– Визионерский вопрос. С одной стороны, всё идёт к индивидуализации. Массовая подготовка одинаковых специалистов уже практически нигде не нужна, поскольку с однотипными задачами спокойно справляются роботы или искусственный интеллект. Сегодня востребованы специалисты, которые имеют знания сразу в нескольких областях. Поэтому и меняется сама философия концепции обучения от простого «дать информацию» до именно «научить». Саму по себе информацию давать уже фактически не нужно – всё в интернете, контенте, книжках. Задача современного преподавателя заключается в том, чтобы научить искать информацию, верифицировать её и понимать, чтобы в случае чего отличать опечатки от неправды.
С другой стороны, образование переходит в режим 24/7. Не в смысле, что студент должен учиться круглые сутки, а что сам доступ к обучению должен предоставляться постоянно. Ведь есть интернет, различные сервисы, каналы связи с преподавателями. Всё сводится к тому, что учащийся должен иметь возможность в любой удобный момент, например, написать контрольную независимо от других студентов.
Из этого следует ещё один тренд – гибридизация или смешанное обучение. Это значит, что занятия, которые меньше всего пострадают от перехода в асинхронный формат (как раз когда в любое время смотришь контент и выполняешь задания, а результат получаешь после проверки преподавателем) должны и будут переходить в «цифру» и онлайн. Конечно, остаются лабораторные работы и практика, которые часто нельзя проводить без специального оборудования, но ту же сферу IT можно почти полностью осваивать в удобном режиме – лишь бы был компьютер и доступ в интернет.
И гибридизация вновь возвращает нас к индивидуализации, поскольку без асинхронного режима невозможно разработать уникальную программу для каждого учащегося: понадобилось бы по два-три преподавателя, которые бы занимались только им. Переход в гибридную модель позволит студентам свободнее выбирать траекторию обучения, а университет станет гидом, предлагающим пройти вот это, то и вон там ещё немножко. Может, кто-то захочет попробовать всё и уже затем остановиться на чём-то конкретном. Вместе с этим и преподаватель станет, скорее, наставником: будет указывать, что, где и какие преимущества это в итоге даст студенту.
– Насколько программа «Приоритет 2030», реализуемая в МИЭТе, способна адаптироваться к внешним факторам и меняющейся геополитической ситуации?
– Мы делаем всё, чтобы их нивелировать. На самом деле, развитие собственных технологий и импортозамещение начались довольно давно, поэтому и программа «Приоритет 2030» изначально была нацелена на укрепление внутреннего рынка страны. Да, потеря международных связей, определённо, скажется на нас, особенно на науке. Возможно, несколько изменится дорожная карта и сдвинутся какие-то сроки, но все поставленные цели будут достигнуты.
– В чём главное отличие МИЭТа сегодня и МИЭТа в 2030 году?
– Самое заметное – это обновлённый кампус: новое общежитие и обновлённые учебные корпуса. Конечно, это более плотное взаимодействие с партнёрами, такими как ОЭЗ «Технополис Москва», включающее в том числе и повышение процента прохождения практики и трудоустройства по специальности. Определённо будет иметь место диверсификация наших партнёрских связей, потому что уже к нам обращаются, как ни странно, даже фармацевтические компании. По требованиям к технологиям они вплотную приблизились к микроэлектронике: те же наноматериалы, биоматериалы, чистые комнаты и так далее.
Проект нового общежития МИЭТ
В целом МИЭТ в 2030 году видится как трендсеттер (задающий тренды. – Прим. ред.) в микроэлектронике и IT. Это университет, который знает необходимое направление движения в рамках реализуемых компетенций. Это университет, который очень плотно взаимодействует с ведущими российскими и зарубежными партнёрами в плане образования и разработок, внедрения новых продуктов, развития высокотехнологичных производств. Это университет, в котором каждый студент сможет получить поддержку своего научного или инновационного проекта. Мы хотим, чтобы наши выпускники приходили сюда доучиваться, отправляли к нам учиться своих детей, привносили свежие идеи, вместе строили и развивали бизнес, чтобы вокруг МИЭТа образовалась экосистема. Только на основе партнёрских взаимоотношений и взаимовыгодных условий возможно развитие.
Глеб Гвайта