Начиная от стриминговых сервисов и заканчивая многотонными космическими аппаратами, математика сегодня так или иначе окружает нас повсюду. Бизнес-аналитики, специалисты по искусственному интеллекту и теории вероятностей становятся с каждым годом только востребованнее на рынке труда. Для некоторых эта наука превращается и в настоящую страсть, заставляющую постоянно бросать себе вызовы и браться за всё более и более сложные задачи. О том, что МИЭТ может предложить влюблённым в математику студентам и абитуриентам, нам рассказал доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики №1 С. В. Умняшкин.
Профессор С. В. Умняшкин
– Сергей Владимирович, как проходит обучение на кафедре ВМ-1?
– Обучение построено по классической схеме, как и на других кафедрах: лекционные, практические, лабораторные занятия. От младших курсов к старшим – от простого к сложному. Кафедра не только выпускает бакалавров и магистров по направлению «Прикладная математика», но и осуществляет общематематическую подготовку для других технических направлений.
– Какова роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе?
– Чем старше студент, тем выше должен быть уровень самостоятельной работы. Такой формат, особенно на старших курсах, очень важен, и многие занятия строятся так, что студенты сами выполняют, например, лабораторные работы, для которых нужен только компьютер и соответствующие программы. На очных занятиях же происходят их защита и консультации. В учебных планах много времени выделяется на самостоятельную работу уже у бакалавров, а у магистров, как правило, бывает не больше двух учебных дней в неделю (или занятия проходят в вечернее время) – мы стараемся строить курсы так, чтобы подобный формат работы был основным. По мере продвижения от первого года обучения к шестому, то есть к концу магистратуры, мы должны подойти к ситуации, когда человек работает уже полностью сам. В последние два года учёбы студент готовится к полностью самостоятельной профессиональной деятельности.
– Какие преимущества на рынке труда выпускникам даёт магистратура? Считаете ли вы эту ступень обязательной для получения полного образования?
– Я считаю, что это зависит от человека. В последнее время наблюдается тенденция, когда люди, получив диплом бакалавра, дальше даже не задумываются над поступлением в магистратуру. Если человек нашёл хорошую работу к этому моменту, если она его устраивает, возникает вопрос: зачем учиться дальше? В принципе, человек может быть и прав, но я почти на 100% уверен, что большинство из этих людей через несколько лет задумаются и пожалеют о своём решении не продолжать учёбу. Почему? Чем дальше живёшь, тем больше понимаешь справедливость утверждения «век живи – век учись». Необходимость в новых знаниях будет появляться постоянно, в течение всей жизни, а учиться и воспринимать новую информацию, поверьте, проще, когда ты молод.
– Кем и где чаще всего работают выпускники?
– В основном это, конечно, IT-компании. Немало людей в студенчестве начинают работать программистами и далее после выпуска продолжают этим заниматься в таких крупных компаниях, как, например, «Яндекс». Некоторые из наших выпускников уходили и в банковскую сферу, находили там работу, после бакалавриата поступали в магистратуру на экономические направления. И в этом плане знание математики очень помогает, потому что способ мышления, который формирует математика, оказывается полезен, чем бы люди дальше ни занимались. Есть также примеры выпускников, которые сейчас заняты научной деятельностью или работают в университетах, в том числе у нас на кафедре. Некоторые наши выпускники, работающие на предприятиях в Зеленограде, по совместительству преподают на кафедре. Для нас это не только хорошая помощь, но и возможность держать реальную связь с компаниями в городе.
– Скажите, пожалуйста, несколько слов о научной деятельности на кафедре. К каким темам для исследований больше всего тяготеют студенты?
– Студенты, которые начинают заниматься научной работой, занимаются преимущественно тем же, чем и преподаватели кафедры. Я могу выделить три основных направления: математическое моделирование физических задач под руководством профессора Георгия Леонидовича Алфимова, алгебра под руководством профессора Игоря Борисовича Кожухова и обработка, цифровой анализ изображений – направление, которое возглавляю я. Его результат выливается в деятельность Центра компьютерного зрения при кафедре высшей математики №1. Но сейчас, как мне кажется, процент студентов, занимающихся наукой, снижается среди всех направлений подготовки, хотя это моё личное и, возможно, субъективное мнение. Это единицы, но эти единицы появляются регулярно, каждый год, что не может не радовать.
– Расскажите немного о самых интересных и перспективных работах ваших студентов в последние несколько лет.
– В качестве примера стоит упомянуть статью, написанную в соавторстве представителями трёх разных поколений нашей кафедры – профессором Г. Л. Алфимовым, его учеником, доктором физико-математических наук Дмитрием Зезюлиным (выпускник МПиТК’06) и нынешним студентом второго курса магистратуры кафедры ВМ-1 Александром Слободянюком (ПМ-22М). Эта статья вышла в 2021 году в известном международном журнале Studies in Applied Mathematics с высоким показателем цитирования. Она посвящена исследованию уравнений, возникающих в нелинейной оптике. Наши студенты отлично проявляют себя и в таких мероприятиях, как хакатоны, например, магистрант кафедры Виктор Бордюжа (ПМ-21М) регулярно занимает призовые места на соревнованиях, посвящённых машинному обучению и компьютерному зрению.
Хакатон iVision 2.0, победителем которого стал магистрант кафедры ВМ-1 Виктор Бордюжа
– Бытует мнение, что математика очень абстрактна и имеет мало общего с реальной жизнью. Согласны ли вы с ним? И как, на ваш взгляд, это представление влияет на популярность направления среди абитуриентов?
– Среди нашей целевой аудитории, наших потенциальных абитуриентов направления «Прикладная математика», такого мнения быть не может. Так думать об абстрактности математики могут только те, кто с ней не знаком даже в объёме школьного курса. Потому что человек, который учился в школе и изучал там математику, должен понимать, что, например, все современные гаджеты без её знания не спроектировать и не произвести. Если ты занимаешься инженерной деятельностью, то не сомневаешься в необходимости знания таких базовых понятий, как производная и интеграл.
Прикладная математика – исходно инженерное направление. До того, как мы перешли на двухуровневую систему подготовки бакалавр-магистр, мы готовили специалистов, в дипломе которых было написано «инженер-математик», где на первом месте – именно инженер. Прикладная математика у нас изучается в приложении к конкретным задачам. Идея заключается в симбиозе инженерного подхода и глубокого понимания математики.
Если говорить кратко – суть в том, что мы учим студентов применять изученную теорию на практике. Это происходит главным образом с использованием компьютера. Силами кафедры и наших партнёров мы читаем дополнительные дисциплины для «Прикладной математики» помимо тех, которые даются всем студентам инженерных направлений. Например, наши преподаватели совместно с компаниями «ЭЛВИС» и CQG реализуют углублённую подготовку в области программирования на языке C. То есть составляющая, связанная с инженерно-практическим инструментарием, у нас тоже представлена очень хорошо.
Студенты кафедры ВМ-1 на занятии
– Как вы считаете, какие разделы математики сейчас наиболее востребованы?
– Есть некоторая мода, тенденции. Например, сейчас на каждому углу говорят про машинное обучение, искусственный интеллект. Там более важны одни разделы – в большей степени методы оптимизации, теория вероятностей. В физических же задачах это могут быть дифференциальные уравнения, численные методы. В криптографии – алгебра. В одних практических приложениях одни разделы математики более важны, в других, соответственно, другие. Но исходно важны все разделы, а дальше уже всё зависит от того, кто с чем в своей профессиональной деятельности будет сталкиваться.
– Что такое математические способности – дар или навык?
– Фактор природных способностей в постижении математической науки, на мой взгляд, преувеличен. Есть очень много примеров, когда люди не обладали какими-то исключительными способностями, но за счёт трудолюбия и упорства достигали больших высот. Есть и обратные примеры. Без работы и усилий гениальность не выльется в большие успехи её обладателя. Если человек мотивирован, хочет добиться чего-то и ему это интересно, то изучение математики ему подвластно. Упорство и труд всё перетрут.
– Какие качества, по-вашему, являются определяющими для будущих математиков?
– Есть такое понятие, как непрерывность образования. Это первый фактор, о котором нужно помнить тем, кто хочет достичь чего-то в математике и науке вообще. Никогда нельзя останавливаться. После паузы потребуется гораздо больше усилий, чтобы вернуться к тому уровню, на котором ты остановился. При отсутствии движения уровень будет только снижаться. Второй фактор – это системность. В том смысле, что нельзя изучить математику как науку, если у тебя в знаниях есть пробелы в её каких-то общих базовых разделах. Перескакивать через ступени, что-то пропускать не получится. Это главные факторы, которые связаны с математикой. Ну и, конечно, прежде всего нужно желание, интерес к тому, что изучаешь. Нет интереса – не будет и результата.
Центр компьютерного зрения при кафедре высшей математики №1 (ауд. 3236)
Катя Табунщикова