«В России две беды: дураки и дороги» – известное крылатое выражение, которое до сих пор используется среди жителей нашей страны. И если с первой бедой с помощью развития образовательных технологий мы практически справились, то вторая – очень актуальна до сих пор. Но решение есть! Вместе с Олегом Валерьевичем Никияном, исполняющим обязанности технического директора компании «Объединённые системы сбора платы» (ОССП), мы разобрались с текущим положением дел в сфере эксплуатации платных дорог.
И.о. технического директора ОССП Олег Никиян
– Олег Валерьевич, расскажите, чем занимается компания ОССП?
– Компания ОССП – первый и самый большой в России оператор платных автомобильных дорог. У каждой платной автомобильной дороги есть владелец – им может быть государство в лице государственной компании «Автодор», или же концессионер – частная компания, на чьи средства дорога была построена. Помимо этого у всех платных автомобильных дорог есть оператор – компания, которая на основании заключенных операторских соглашений предоставляет комплекс услуг по обслуживанию дороги.
ОССП предоставляет услуги по содержанию и обеспечению безопасности дорог, эксплуатации систем взимания платы, сбору платы за проезд и т.д. Если говорить про техническую часть, то мы обеспечиваем бесперебойную работу оборудования систем взимания платы, систем видеонаблюдения, светодиодных информационных табло, а также вспомогательных систем для обеспечения безопасности пользователей на дороге.
Другие наши службы отвечают за содержание дороги: следят, чтобы она была убрана и отремонтирована. В ОССП есть и служба аварийных комиссаров, которая бесплатно приходит на помощь ко всем водителям в экстренной ситуации. Существует отдел по работе с пользователями, колл-центр и так далее.
– Правильно я понимаю, что ваша компания первой предложила подобные услуги?
– Да, совершенно верно. Мы работаем с 2011 года и фактически создали все эти службы «с нуля», таким образом, наши проекты с технической точки зрения уникальны. Например, система взимания платы – это специально разработанный аппаратно-программный комплекс, который в зависимости от участка может различаться. Сам пункт взимания платы – это полноценный комплексный IT-проект, где всё оборудование автоматизировано. Они также бывают разных видов. Наши специалисты следят, чтобы все системы работали исправно, а возникающие технические сбои быстро устранялись.
Профиль нашей компании позволяет специалистам работать с различными технологическими решениями, например: коммутаторами CISCO и Huawei, серверным оборудованием Dell и HP, ПЛК Siemens, DSRC-антеннами, волоконно-оптическими линиями связи, мегаваттными дизель-генераторными установками и источниками бесперебойного питания, способными обеспечивать работу всего пункта взимания платы в течение нескольких часов. Специалисты ОССП разбираются во всех системах взимания платы, существующих в России на данный момент.
Пункт взимания платы
– Какими проектами занимается ОССП?
– На сегодняшний день ОССП обслуживает 1034 км платных автомобильных дорог. Это участки на М-11 «Нева» в Московской, Тверской и Новгородских областях, М-4 «Дон» в Тульской, Липецкой и Воронежской областях и М-3 «Украина» в Калужской области. Штат компании насчитывает больше 2000 сотрудников. У нас заключено 10 операторских соглашений, некоторые из которых действуют до 2040 года.
– Насколько перспективна отрасль обслуживания платных автодорог?
– Сегодня мы видим, что платные дороги становятся востребованными, поэтому правительство принимает решения о создании новых. Например, сейчас идёт строительство скоростной трассы М-12 «Казань», а также Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы. В России на данный момент около 5 000 километров скоростных и платных дорог, однако, согласно концепции развития опорной сети автодорог, представленной государственной компанией «Автодор», к 2035 году их протяжённость вырастет до 17 000 километров. Соответственно, это очень перспективная и быстрорастущая отрасль.
– Расскажите, какие специалисты востребованы в ОССП?
– Всё зависит от подразделения. Например, в отдел, который занимается эксплуатацией и содержанием оборудования и систем, больше подходят выпускники технических специальностей, в том числе – специалисты по информационным технологиям. Востребованы также сетевые технологии, электроника и электромеханика. Среди направлений, реализуемых в МИЭТе, нам интересны выпускники факультетов инфокоммуникационных технологий и систем связи, информатики и вычислительной техники, информационной безопасности, информационных систем и технологий, прикладной информатики и факультета электроники и наноэлектроники.
– Существуют ли в компании программы стажировок или возможность прохождения практики для студентов?
– На данный момент подобной программы у нас нет, но мы активно работаем над её созданием. Отрасль, в которой мы работаем, новая, поэтому готовых специалистов именно для нашей компании никто не выпускает, и нам приходится любого нового сотрудника обучать. Легче это сделать, пока человек молодой и ему хочется разобраться в новых системах, понять принцип работы, предложить свои идеи по усовершенствованию. Некоторые студенты проходили у нас летнюю стажировку, но это было скорее исключение.
– Могут ли студенты, обучающиеся очно, работать в ОССП?
– Мы больше заинтересованы в выпускниках или студентах последнего курса, поскольку вакансии компании предусматривают полный рабочий день, а совмещать его с очным обучением в университете, вероятно, будет проблематично.
Автомобиль службы аварийных комиссаров
Игорь Харитонов