Собираетесь почитать очередную мангу, в которой переплетаются увлекательные сюжетные линии? Хотите прочувствовать весь спектр эмоций и пройти сложный тернистый путь вместе с главным героем? А может быть вам просто не хочется открывать учебник по высшей математике, потому что материал кажется сложным и непонятным? Зачем выбирать что-то одно? У вас появилась хорошая возможность окунуться в мир науки, не выходя за пределы любимого формата. Вас ожидают всё те же захватывающие дух приключения, неожиданные концовки и что самое главное – всё те же формулы и законы, но уже в новом исполнении.
«Волк и семеро козлят, или снова о многофакторной аутентификации»
Дидактическая литература – это литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и прочих идей. В такой литературе преобладает лексика, насыщенная специализированными терминами, раскрывающими важность трактуемого предмета.
Дидактическая литература позволяет не только представить полную картину значимости изучаемой дисциплины, но и помогает запомнить информацию. Также она рекламирует или, по-другому, популяризирует отрасль какой-либо науки, то есть ненавязчиво заинтересовывает читателя изучать предмет.
Классический пример дидактической литературы – «Труды и дни», Гесиод
Я думаю, многие хотя бы раз задавались вопросами, для чего нужна та или иная наука, где пригодятся знания по какому-либо изучаемому в университете предмету. Так вот, некоторые поэты и учёные в своих произведениях отвечают на эти вопросы.
Например, в стихотворении Валерия Брюсова «Машины» точно выражается значение темы «Интегральное исчисление» для будущих инженеров. Помимо этого, в произведении ярко прослеживается интерес автора к механизмам и значимость технического прогресса:
Здесь что? Мысль роль мечты играла,
Металл ей дал пустой рельеф;
Смысл – там, где змеи интеграла
Меж цифр и букв, меж d и f!
Там – власть, там творческие горны!
Пред волей числ мы все – рабы.
Есть и такие работы, где автор пишет о полезности предмета или явления. Типичным примером является «Письмо о пользе стекла» Михаила Ломоносова.
В небольшом по объёму произведении мы узнаём о многочисленном применении стекла. Практические знания автор сочетает с философскими отступлениями и описаниями отдельных событий, что делает сюжет более необычным и увлекательным:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но стеклу
В настоящее время дидактику активно используют для лучшего усвоения и запоминания необходимого материала. Например, чтобы запомнить первые 11 цифр после запятой числа пи, достаточно выучить короткое стихотворение. Число букв в каждом слове даст соответствующую цифру в десятичном представлении числа пи:
Это (3) я (1) знаю (4) и (1) помню (5) прекрасно (9):
Пи (2) многие (6) знаки (5) мне (3) лишни (5), напрасны (8).
Помимо этого, дидактическая литература позволяет объяснять сложные вещи простым языком. Все мы с детства знакомы со сказками. Многие их любят за простоту сюжета и «волшебность». А что, если немного переделать сказку, добавив туда несколько научных терминов и объяснения к ситуациям? Получится неплохая трактовка изучаемого материала.
Владимир Безмалов
Приведу пример. В век компьютерных технологий человеку необходимо знать основы информационной безопасности, чтобы избежать киберугроз. Разобраться в теории помогут сказки Владимира Безмалого. Так, «Волк и семеро козлят, или снова о многофакторной аутентификации» рассказывает о типичных ошибках, которые могут совершить пользователи при работе с паролями. Рассказ автор начинает с привычного сюжета, а проблема безопасности поднимается в момент, когда коза пытается войти в дом, используя простую кодовую фразу с применением биометрических технологий (голосовой ввод). Её ошибка заключается в том, что мощность голоса может быть слишком высокой, следовательно, волк (злоумышленник) может подслушать фразу. Он же, в свою очередь, при попытке пробраться в дом использует кодовую фразу, но не учитывает биометрическую составляющую, то есть тембр. План злоумышленника провалился. Но и коза, узнав о визите волка, не предприняла значительных шагов, доверяя биометрической аутентификации. А вот вторая попытка злоумышленника прошла успешно. Сменив голос, волк без проблем оказался в доме у козлят, из чего мы делаем вывод, что такой вид пароля не даёт 100% гарантии. Вывод Безмалого также подчёркивает значимость рассматриваемой темы.
Для того, чтобы не оказаться в положении глупой Козы и не плакать над остатками вашего бизнеса, вовремя подумайте о плане его восстановления, а также о более надежной аутентификации. Думайте, ибо вы ж не глупые Козы и Козлы, вы специалисты по ИБ!
К слову, сказки и стихотворения писателей – это не предел дидактической литературы. Можете ли вы себе представить мангу, в которой рассказывают о квантовой механике или термодинамике, о дифференциальных уравнениях или интегралах? В это сложно поверить, но такие книги существуют. Многообразие тем позволяет окунуться в мир науки студентам многих факультетов и направлений. Издательство «ДМК-Пресс» предлагает широкий ассортимент серии «Образовательная манга». Здесь вы можете получить знания в сфере электротехники, математики, физики, химии и даже иностранного языка.
Манга о дифференциальных уравнениях
Я думаю, что дидактическая литература способна впечатлить даже самого требовательного читателя, так как при желании можно найти произведение на любой вкус: древние рукописи, классические оды, забавные сказки, манги. Книга – это отличный способ провести своё время с пользой, тем более когда под рукой есть текст с занимательным сюжетом и полезной для обучения информацией.
Валерия Маркеева