Заместитель директора по образовательной деятельности Института МПСУ Дмитрий Калеев рассказал о том, чем отличается этот Институт от других, о мотивации студентов и о том, как сохранить качество обучения в тяжёлое время дистанта.
– Дмитрий Вячеславович, вы можете в общих словах рассказать об Институте МПСУ и о том, чему в нём обучают?
– Институт микроприборов и систем управления был создан в 2017 году на базе четырёх кафедр и научно-исследовательского института вычислительных средств и систем управления. Его возглавляет Алексей Леонидович Переверзев, я занимаю должность заместителя директора по образовательной деятельности. Институт МПСУ – это коллектив, состоящий из более чем 90 преподавателей и порядка двухсот инженеров, сотрудников административного и вспомогательного персонала. Мы ведём не только образовательную, но и научно-исследовательскую деятельность. Нами реализуются образовательные программы по трём направлениям: «Информатика и вычислительная техника», «Радиотехника» и «Управление в технических системах», условно их можно объединить одним подходом – обучение сквозному проектированию электронной аппаратуры и управляющих систем: от идеи до опытного образца.
– В каком формате взаимодействуют учебные подразделения, входящие в состав МПСУ?
– С каждым годом грань между коллективами бывших кафедр «Вычислительная техника», «Микроэлектронные радиотехнические устройства и системы», «Системы автоматического управления и контроля» и «Электротехники и электроники» всё больше стирается. Органично дополняются и расширяются компетенции внутри Института как в образовательной деятельности, так и в научной. Так, например, преподаватели и исследователи, которые при создании МПСУ были на разных кафедрах, стали больше взаимодействовать, и это дало уже ощутимый результат – разрабатываются новые образовательные программы, получены новые научно-технические результаты и внедрения, выстраивается преемственность поколений. Те, кто постарше и поопытнее, привлекают к работе ассистентов, аспирантов, магистров; вместе работают над публикациями, участвуют на конференциях.
Центр коллективного пользования электронной компонентной базы и радиоэлектронной аппаратуры (Институт МПСУ)
– Студенты считают вас отличным преподавателем. Какой подход к обучению, на ваш взгляд, наиболее эффективен?
– Самая результативная система – это проектное обучение. Однако важно понимать, что данный подход начинает работать только на определённом этапе, когда уже есть базовые знания по образовательной программе. Поэтому на уровне бакалавриата проектное обучение довольно-таки сложно внедрить, а вот для магистратуры – вполне реальная история. Вопрос эффективности обучения – вопрос заинтересованности в нём как обучающихся, так и преподавателей. Часто можно услышать, что в университете мы даём ответы на вопросы, которые ребята не задают. Чтобы нужные вопросы возникали, с одной стороны, необходимо ставить перед студентами реальные проектные задачи, а с другой стороны – объяснять, для чего изучаются те или иные фундаментальные и специальные дисциплины в разрезе профессиональной деятельности.
– Как можно сохранить качество обучения в нынешних условиях пандемии и дистанта?
– Образовательный процесс в дистанционном и очном форматах сильно отличаются. Очное обучение – это личное общение между студентами, кураторами, преподавателями, ответственными по работе со студентами, студенческим офисом – простая связь, которой сейчас не хватает. Во время очных занятий проще подстегнуть студента, заинтересовать, чтобы он задал вопрос на лекции. Во время видеолекций вопросов не дождёшься. Находясь дома, в своём привычном окружении, студенты отрываются от университетской среды. Конечно, мы стараемся сохранить качество обучения в дистанте и используем все доступные нам технологии, например, симуляторы реального оборудования для лабораторных работ, онлайн-тесты, проводим дополнительные консультации по видеосвязи, но всё же студентам не хватает контакта с оборудованием, ведь его использование – это особенность образовательного процесса Института МПСУ.
– В МИЭТе девять Институтов, и только у вашего в названии есть имя – Институт имени Л.Н. Преснухина, первого ректора МИЭТ. Расскажите, пожалуйста, почему так и каков вклад Леонида Николаевича в становление МПСУ?
– Помимо того, что Леонид Николаевич Преснухин был первым ректором МИЭТ, он также являлся основателем кафедры вычислительной техники и отраслевой лаборатории, которая позже была преобразована в НИИ ВС и СУ. Соответственно, вся научная деятельность в нашем Институте также формировалась под его руководством. В 1984 году МИЭТ получил орден Трудового Красного Знамени «За заслуги в деле подготовки кадров и создании специальной техники» в том числе за разработки, которые велись в НИИ. Поэтому вполне оправдано в 2018 году Институту МПСУ присвоили имя Л.Н. Преснухина – в год столетия со дня его рождения.
– Расскажите, пожалуйста, о главных научных достижениях МПСУ.
– Все наши достижения – это результаты работы научной школы НИИ ВС и СУ, которая под руководством Вячеслава Александровича Бархоткина с начала 70-х годов разрабатывает и серийно выпускает изделия электронной аппаратуры и систем управления. Сейчас в НИИ ВС и СУ разработка и внедрение новых изделий успешно ведётся под руководством заместителя главного конструктора НИИ – Юрия Васильевича Савченко. Помимо этого, в структуру Института МПСУ входит лидирующий исследовательский центр, в котором ведётся разработка доверенной сенсорной системы (граничный шлюз и оконечное устройство) на базе отечественной системы на кристалле СКИФ (АО «НПЦ ЭЛВИС») и операционной системы Kaspersky OS. Из последних научных разработок хотелось бы отметить систему контроля состояния крупного рогатого скота, неконтактный датчик мониторинга состояния водителя, а также модуль технического зрения для систем содействия водителю, который победил в номинации «Технологический прорыв в области решений для транспорта и логистики» конкурса «Технопрорыв 2021».
– В вашем Институте, помимо магистратуры и бакалавриата, есть аспирантура. Какие возможности открываются для кандидата наук?
– Обучение в аспирантуре – это первая ступень в карьере исследователя. На этой ступени пишутся статьи по теме исследования, готовятся выступления на конференциях, подаются заявки на гранты, ведётся работа со студентами. Аспиранты и молодые кандидаты наук – это люди с неиссякаемым любопытством. Это важно не только для нобелевских лауреатов, но и для тех, кто занимается прикладными исследованиями. Ведь всем изобретениям вокруг нас мы обязаны огромному числу людей, которые по крупицам «достают» их из больших научных открытий. В университете для кандидата наук открываются возможности дальнейшего развития компетенций в научной, управленческой и педагогической деятельности. И иногда всё сразу.
– Где, по-вашему, хотят работать выпускники МПСУ и куда у них получается устроиться?
– Если говорить о защитившихся кандидатах наук, то крупные компании, такие как Samsung и Huawei, регулярно привлекают к себе эти высококвалифицированные кадры в отделы R&D. Что же касается студентов, то тут я могу рассказать про выпускников направления «Информатика и вычислительная техника», так как больше пересекаюсь с ними. Многие ребята в магистратуре работают по специальности, чаще всего на таких предприятиях как Дизайн Центр km211, Yadro, АО «НИИ «Субмикрон», АО «ПКК «Миландр», АО «Завод «Компонент», АО «НТЦ «ЭЛИНС», АО «НПЦ ЭЛВИС», АО «Завод «Протон» и другие. Примерно половина выпускников бакалавриата идёт в IT: стажируются (и многие потом остаются работать) в «Касперском», в «Лиге цифровой экономики», в «Яндексе» или в «Сбере».
– Читатели увидят журнал накануне Нового года. Что бы вы хотели пожелать им?
– Главное в наше непростое время – это, конечно, здоровье. Так что желаю, чтобы ребята и их близкие не болели, чтобы праздновали Новый год в кругу семьи и друзей. Традиционно не могу не напомнить, что нужно не забывать готовиться к сессии! Желаю пораньше прикоснуться к практической деятельности, решать практические задачи, чтобы понимать важность и смысл изучаемых дисциплин, а мы со своей стороны будем помогать. Отличной сессии и успешной защиты дипломов в новом году!
АЛЕКСЕЙ ЧЕРНЯЕВ