Архитектором сегодня я назвал бы не того человека, который умеет сделать прекрасный проект, а лишь того, который, пройдя все круги хождений по мукам и увидев, наконец, его осуществлённым, не утратит желания проектировать.
Игорь Покровский
МИЭТ в 70-е годы
Короткая «оттепель» среди прочего подарила Москве единственный город-спутник – удалённый район, который стал архитектурным слепком эпохи.
Главный архитектор Зеленограда Игорь Покровский сразу начал привлекать к проектированию людей из своей команды: тех, с кем он уже работал над другими проектами в столице. При создании города у них было два главных преимущества: творческая свобода и покровительство будущего министра электронной промышленности СССР Александра Шокина, личная заинтересованность которого многое позволила осуществить.
Московский институт электронной техники должен был стать частью большого городского научного комплекса, поэтому место расположения было выбрано соответствующее – напротив главных зданий НИИ (позже из-за визуального сходства их начнут называть клюшками с шайбой). Проектирование корпусов института началось в 1966 году, почти сразу после выхода приказа о создании вуза.
Авторами единого архитектурного ансамбля института стали уже признанные архитекторы того времени – Феликс Новиков (1927–н.в.) и Григорий Саевич (1936–2009 гг.). В начале работы над проектом у творческой бригады было два варианта: в одном из них композиция составлялась из круглых объёмов, расположенных концентрично и связанных между собой кольцевым переходом, а во втором несколько одинаковых корпусов скрывали в себе совершенно разное содержание, никак не выраженное в архитектуре. То, каким мы видим университет сегодня, – результат компромисса авторов, которого удалось достичь благодаря предыдущему опыту совместной работы.
В процессе разработки проекта был тщательно продуман не только экстерьер зданий, но и интерьерные пространства. Естественное освещение – важная составляющая подхода в архитектуре 1960-х, и во многом именно это сформировало и внешний, и внутренний облик МИЭТа. Просторные помещения, панорамные окна, квадратные стеклоблоки, «парящие» консольные лестницы, длинные коридоры и даже лакированная поверхность первоначальной обшивки стен – всё это давало много света и воздуха, которые были несвойственны раннесоветскому зодчеству. Стиль, в котором выполнен архитектурный ансамбль, позже получил название «советский модернизм».
Строительство основных зданий началось весной 1967 года, первые несколько лет обучение проводилось в здании школы, расположенном в Северной промышленной зоне Зеленограда. Через два года после начала строительства, в 1969, началось «заселение» одного из трёх корпусов: там разместилась администрация МИЭТа, а также стали проводиться занятия для младших курсов. А в следующем году, когда была закончена работа над четвёртым корпусом, учебно-лабораторная база института полностью расположилась на предназначенных для неё площадях.
Институтская библиотека стала наиболее самобытным внутренним пространством архитектурного комплекса. Зенитные фонари компенсируют отсутствие окон в стенах помещения и дополняют общий вид главного здания – 108 небольших стеклянных пирамид, расположенных на крыше, хорошо просматриваются на фасаде. В центре кессонированного потолка, над многоуровневым книгохранилищем, расположена перевёрнутая светоотражающая пирамида – акцент, определяющий стиль всего библиотечного зала. Для декорирования стен создана серия портретов известных деятелей науки, внёсших свой вклад в развитие физики, электроники и космонавтики: Дмитрия Менделеева, Льва Ландау, Александра Попова, Сергея Королёва и других.
Холл ДК МИЭТ в 70-е годы
В главном вестибюле располагается монументальное панно работы скульптора Эрнста Неизвестного. Гипсовый барельеф под названием «Становление человека разумного» объединяет три взаимосвязанные темы: «Мыслитель», «Космонавт» и «Младенец Электрон», и занимает площадь около 970 кв. м. Гигантское панно по всему периметру освещено прожекторами, создающими «театральный свет» в вечерние часы, а в дневное время солнечные лучи, падающие сквозь витраж, дополнительно проявляют пластику скульптурной композиции.
Художник Сергей Чехов и скульптор Валерий Тюлин оформили портал главного корпуса института башенными часами, подвешенными над входом. Часы дополнены зодиакальным кругом и подлинным колоколом XVII века, объединёнными в оригинальную и гармоничную композицию. Известный советский композитор Микаэл Таривердиев написал музыку для музыкального сопровождения этих часов. К сожалению, позже мелодия была утрачена.
Творческим дуэтом Сергея Чехова и Валерия Тюлина также были созданы пять металлических скульптур, украшающих поточные аудитории и внутренние дворы. Абстрактные композиции посвящены деятельности МИЭТа: «Пространство», «Равновесие», «Ядро», «Потенциал», «Движение», «Излучение» и «Взаимодействие».
Входной портал главного корпуса МИЭТ в 70-е годы
50 лет назад, 27 декабря 1971 года, состоялась церемония открытия архитектурного ансамбля МИЭТ. Ректору был вручён символический ключ от здания института. Открытие посетили министр электронной промышленности СССР Александр Шокин и министр высшего образования СССР Вячеслав Елютин. Впоследствии они оба изложили свои впечатления от архитектурного комплекса в интервью, которые были напечатаны в «Литературной газете». И Александр Шокин, и Вячеслав Елютин высоко оценили ансамбль. Через несколько дней в сопровождении министра электронной промышленности здания осмотрел глава Правительства СССР Алексей Косыгин. Покидая комплекс, Косыгин сказал, обернувшись ко входному порталу, украшенному башенными часами: «Ваши студенты забудут всё, чему вы их тут учите, но эти часы они никогда не забудут». Успех архитектурного комплекса МИЭТ был неоспорим. В 1972 году ему была присуждена первая премия Всесоюзного смотра достижений советской архитектуры. В 2019 году архитектурный комплекс был признан объектом культурного наследия регионального значения.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ МИЭТ КАТЕРИНА ПАЛЕПИНА