Искусство присутствует в жизни каждого человека. Будь то просмотренный недавно фильм, фотография осенней листвы на телефоне или красиво начерченный график в тетради. Задумывались ли вы, как творчество может помочь вам в учёбе в техническом вузе или как актёру помогает в его работе инженерное образование? Чтобы ответить на эти вопросы, мы встретились с преподавателем Института МПСУ, актёром и тренером театра-студии «Контакт» Игорем Новиком.
Игорь Новик
– С чего началось ваше увлечение театром?
– Моё знакомство со сценой случилось на первом курсе обучения в МИЭТе, когда я начал работать осветителем в ДК МИЭТ. Я проработал там три года и под конец, будучи ещё и куратором, получил задание организовать постановку благотворительного спектакля для детей из детского дома. На первом собрании девушка-режиссёр сказала, что нужен артист на главную роль, и я подумал: «Если что-то делать, то делать это основательно», и вызвался сыграть Маугли. После трёх месяцев репетиций, в мае, мы поставили спектакль, всем очень понравилось. Как оказалось, девушка была выпускницей театра-студии «Контакт» в Зеленограде, она посоветовала пойти туда учиться. И вот уже восемь лет я в театре.
– Чем вас привлекает работа в театре?
– Театр – это синтетическое искусство. Тут и литература, и поэзия, и публичные выступления, и хореография, и музыка, ну и, конечно же, сценическое искусство. Это симбиоз. Мне нравится, что театр всегда живой. Инструмент актёра – это его организм. Я сам работаю на сцене. Это ежедневное изучение себя, партнёров, взаимодействие с ними очень увлекательно и приносит большое удовольствие. Актёрскому мастерству нельзя научить, ему можно только научиться. В этом заключается большая трудность постижения сценического искусства и одновременно бесконечная свобода творчества. То, как ты играешь, зависит только от тебя. То, насколько ты вкладываешься, насколько изучаешь роль. Конечно, как актёр ты зависишь от режиссёра, но в первую очередь – от себя.
Игра в театре
– Какие трудности встречаются в театре и как вы их преодолеваете?
– Тяжело научиться в целом. Потому что сценическое действие кардинально отличается от бытового. В обычной жизни мы что-либо делаем, потому что нам это нужно. Мы идём в вуз, чтобы получить знания, работаем, чтобы получить деньги, гуляем с друзьями, чтобы получить удовольствие. Мотивация любого сценического действия искусственна. Мне как человеку это не нужно. Это написал драматург. И вот тут начинается волшебство. Я должен волевым актом увеличить важность происходящего, вспомнить магическое выражение Станиславского «Если бы…» И это очень трудно – перейти в другой, актёрский формат мышления. Ну и, конечно, театр – это колоссальная работа над собой: и дикция, и пластика, и голос. Это многочасовые репетиции, тренинги, это преодоление себя, своего страха. Страшно выходить на сцену, страшно забыть слова, страшно, что тебя не так воспримет зритель или как-то косо посмотрит. Потом, после первого, второго, третьего года обучения, когда ты многое преодолел, ты можешь свободно творить.
– Расскажите про своё увлечение фотографией. Как вы начали этим заниматься?
– На первом курсе я очень хотел купить зеркальную камеру, они тогда только вышли. Летом того года она у меня появилась, я поехал на море, много снимал, мне это нравилось. А потом я стал фотографировать не только для себя, но и репортажи, события в МИЭТе. Подружился с Дмитрием Туром, великим в плане фотографии человеком для МИЭТа. Он тоже заинтересовался этим. Создали группу «ВКонтакте» Foto2Friends – «Фотографии двух друзей», «Фотографии для друзей», собрали фототусовку в МИЭТе. Потом Дима организовал клуб inFocus, сейчас он успешный коммерческий фотограф. Я как-то больше ушёл в сторону театра, но там я постоянно применяю полученные навыки, потому что надо фотографировать репортажи, события, афиши.
– Какие снимки вам больше всего нравится делать?
– Я постоянно снимаю цветы, облака, закаты, деревья, отражения в воде – мне нравится, что они выглядят очень красиво. А интереснее, конечно же, фотографировать людей, их эмоции. За 10 последних лет появилось много новой информации, и фотография вроде как обесценивается. Я могу практически на профессиональном уровне работать со своим телефоном. Но одновременно хороших снимков становится меньше, так как никто не задумывается о том, что фотография – это искусство. Очень трудно сфотографировать человека искреннего, эмоционального, чтобы он не наигрывал. И тут, кстати, фотограф является и режиссёром в том числе. Нужно поймать человека в тот момент, когда он не прячется, не выдаёт какую-то неискреннюю эмоцию.
– Сложно ли совмещать такие творческие направления с работой в техническом вузе?
– Нет. В театре, например, инженерное образование нужно потому, что оно формирует мышление. Ты становишься чётким, структурированным, алгоритмичным. В режиссуре это очень важно, в актёрском мастерстве тоже даёт определённые плюсы. Можно по полочкам разложить роль, гораздо проще изучать себя, разделяя и классифицируя, что умеют именно инженеры. На работе актёрское мастерство тоже нужно. Я преподаю школьникам в «СМАРТ-ПАРКе» и студентам в МИЭТе, веду у них электротехнику. И, конечно, преподаватель в каком-то смысле – это актёр. Потому что, на мой взгляд, не столь важно, как много ты знаешь в плане научном, гораздо важнее, как сильно ты сможешь замотивировать своих учеников. Это главное. Если тебе самому неинтересно, студент посидит и уйдёт. И точно так же в театре: если самому актёру неинтересно то, что он делает, и он просто технически отыгрывает свою роль за деньги, это плохой актёр.
– Что можете пожелать нашим читателям?
– Пробовать. У нас в стране есть такая проблема, что после вуза люди не идут работать по специальности. Чтобы это искоренить, надо пробовать. Поэтому если вам чего-то, даже немножко, хочется – фотографировать, или петь, или танцевать, или заниматься дизайном – что угодно, даже если у вас такая мысль появляется, обязательно нужно делать. Потому что если не попробовать, вы никогда не узнаете, что, может быть, вы – гениальный актёр, музыкант, танцор или дизайнер. Нужно искать себя в профессии и в искусстве.
Фотографии Игоря Новика
Катерина Воложанина