В современном мире многие стараются найти себя через выражение в творчестве: музыке, изобразительном искусстве, литературе. Некоторые мечтают сыграть на большой сцене, опубликовать собственные сочинения в сборнике или презентовать работу на выставке. Чтобы узнать, как успешно сочетать науку и творчество и с чего начать свой путь в музыке, мы пообщались с доктором технических наук, доцентом, проректором по инновационному развитию МИЭТ и участником группы Artificial Waves Алексеем Леонидовичем Переверзевым.
Алексей Переверзев на концерте в клубе Б2, 2012 год
– Расскажите, пожалуйста, о том, как в вашей жизни сочетаются наука и творчество. Вы инженер, руководитель, но творческая частичка всё ещё с вами.
– Сочетать работу с музыкой сложно, времени не хватает, но исключить творчество из жизни невозможно. Это на уровне подсознания, потихоньку копится внутри потенциал, который периодически требует реализации. Кстати, проектирование радиоэлектронной аппаратуры – занятие тоже во многом творческое.
– Любовь к музыке – это какая-то семейная история, традиция, или кто-то другой вам её привил?
– Наверное, преемственность тут есть. Отец слушал множество разных пластинок. Там были и детские, например, сказка «Али-Баба и сорок разбойников», двухсторонняя, с известными артистами: Арменом Джигарханяном, Вениамином Смеховым – это вызывает у меня самые тёплые воспоминания о выходных днях, когда они включались. Помимо этого, в доме у родителей было огромное количество классического рока, который ограниченно, но был доступен в советское время и публиковался фирмой «Мелодия». От The Beatles до Pink Floyd и Black Sabbath, в 80-е годы было даже что-то современное вроде Bon Jovi, что сейчас кажется удивительным. На пластинках не всегда были альбомы в том виде, в котором выпускали их исполнители. Это могли быть какие-то специальные сборники песен, разрешённых к выпуску в СССР. Видимо, это заложило основу музыкальных интересов, а любовь к классической рок-музыке сохранилась до настоящего времени.
– С чего началась история вашей музыкальной группы? Может, их было несколько?
– Музыки действительно было много: в детстве, в школе, на первых курсах института. Помимо этого, всегда интересовала техническая сторона вопроса: собирал гитарные «примочки», микшеры, усилители, а с появлением компьютера в середине 90-х, по сути, появилась домашняя студия. В 2001 году музыка отошла на второй план с началом практики в НИИ Вычислительных средств и систем управления МИЭТ (НИИ ВСиСУ). Однако творческий потенциал копился и в определённый момент ему пришлось реализоваться. В НИИ у нас была традиция: те, кто задерживался на рабочем месте после шести-семи вечера, пили чай, общались на разные темы. Там выяснилось, что есть группа людей, которым было бы интересно собраться на репетиционной базе, «поджемовать» вместе. После первых репетиций нашлась и область пересечения интересов – инструментальная музыка с определённым эмоциональным настроем. Так и получилось, что с 2012 года группа Artificial Waves регулярно репетирует и записывает альбомы.
– Какой на данный момент состав группы?
– Дмитрий Калеев – бас-гитара, кандидат технических наук, заместитель директора по образовательной деятельности института МПСУ. Илья Кошаров – ударные, ведущий разработчик, программист. Павел Дашков – гитара, DevOps-инженер. Я отвечаю за гитару, клавишные и сэмплы.
Группа Artificial Waves
– Алексей Леонидович, а почему вы выбрали МИЭТ и инженерное образование?
– Мои родители – выпускники МИЭТа, и жили мы рядом с университетом, видимо, поэтому с детства у меня сложилось ощущение, что и я буду учиться здесь. Естественно, когда пришло время поступать, рассматривались и другие варианты, но плотная интеграция нашей школы № 618 с МИЭТом сделала своё дело – поступал только сюда. На четвёртом курсе попал в НИИ ВСиСУ в команду под руководством профессора Юрия Васильевича Савченко, там и сформировалось понимание, что же такое профессия инженера-схемотехника, программиста и что такое системное проектирование устройств управления. Для человека, которому интересно инженерное дело, это уникальное место со своей атмосферой, опытным коллективом, богатой историей и интересными задачами. Кстати, алгоритмы и законы, по которым работают те или иные устройства обработки звука пересекается с тем, что мы изучали в университете: от быстрого преобразования Фурье до нелинейных преобразований, например, компрессии сигналов. Это очень интересная тема, но она несколько уводит от творчества.
– А где сейчас можно познакомиться с творчеством группы?
– Вся наша музыка доступна на цифровых платформах: Apple Music, Google Play, «Яндекс». В период, когда мы активно участвовали в концертах, пользовались социальной сетью «ВКонтакте» (группа vk.com/artificialwaves), в нашей группе размещено достаточно много аудио- и видеоматериала, сейчас мы заглядываем туда реже, размещаем только важные новости. Если хотите увидеть что-то свежее, то можно заглянуть в наш Instagram @artificial_waves или Youtube-канал youtube.com/user/artificialwaves
Презентация Heavy. Deep. Sad. Ironic. 2017 год
– Расскажите, пожалуйста, о планах группы Artificial Waves на будущее.
– Мы неспеша записываем новый, пятый альбом, и нам определенно нравится то, что получается. Периодически на нашем Youtube-канале мы публикуем студийные исполнения наших треков, таким образом компенсируем отсутствие живых концертов. Следующий год можно считать юбилейным для группы: первый раз мы собрались в январе 2012-го.
– Какие советы и пожелания вы можете дать студентам, начинающим свой путь в музыкальном творчестве? Как сохранить баланс между учёбой и творчеством?
– У тех, кто учится на младших курсах университета, есть существенное преимущество – это время. Хотелось бы пожелать, чтобы осознание этого приходило как можно раньше и ребята реализовали как можно больше возможностей как в учёбе, науке и профессии, так и в творчестве.
Катерина Воложанина