За 20 лет «ИНверсия» стала яркой страницей студенческой жизни или точкой старта в профессиональную журналистику для многих миэтовцев. Мы связались с некоторыми из самых узнаваемых авторов разных лет и вместе с ними окунулись в любопытные и приятные воспоминания.
Наталья Спиридонова
«Когда мы делали первый номер, для меня это не было «смелым проектом», мы просто захотели и начали действовать. Не было плана, никто не знал тогда, что «ИНверсия» станет миэтовским «глянцем». Помню, что первый выпуск нам размножала на кафедральном ксероксе Вера Ивановна Ярёменко, а 200-й выпуск – это полноценный журнал, который приятно смотреть.
Для первого номера большинство из нас придумало себе смешные псевдонимы из животного мира. На английском, конечно, мы ж были с ИнЯза. Я была Foxi, Дима – Stallion. Но газета почти сразу привлекла внимание руководства университета, так сказать, вышла на новый уровень. И журналистов попросили быть посерьёзнее. «ИНверсия» – это такой... ребёнок. Знаете, когда понимаешь, что из нескольких листочков А4 в итоге вышло такое чудо, начинаешь больше верить в свои силы. Сегодня я работаю фотографом, променяла серьёзную должность в красивом офисе на закаты, улыбки и то, что меня зажигает.
«ИНверсия» – это с самого начала люди. Активные, с горящими глазами, сейчас ещё более профессиональные и умные. Я желаю журналу, чтобы приходило как можно больше подобных людей. Пусть так будет всегда!»
Наталья Спиридонова, ответственный редактор, журналист «Инверсии» в 2001-2005 гг.
Игорь Прусаков
«Помню «ИНверсию» и четырёхполоской, и боевым листком. В Зеленограде, где на тот момент практически отсутствали местные СМИ, новая газета сразу наделала шума. Её обсуждали. Благодарен всей редакции, особенно Коваленко, за приобретённый опыт. Помню, как он заходил в гости ко мне домой и выбирал из уже написанных текстов что-то, что могло оказаться полезным для газеты, давал темы для статей, просил взять интервью с музыкантами, которые приезжали в МИЭТ, отправлял работы на конкурсы. Ребята из редакции до сих пор помнят меня, приглашают на праздники.
Моя журналистская специальность уже больше десяти лет это «агитация и пропаганда», работаю на выборах и занимаюсь фрилансом: пишу статьи, делаю контент для сайтов. Многие начинают заниматься журналистикой из романтических чувств, но это очень жёсткая и циничная профессия. К тому же, в абсолютном большинстве случаев, невыездная. Журналистика даёт кругозор и точные представления об устройстве общества. Эти знания меняют любую личность.
Пользуясь случаем, передаю пламенный привет редакции «ИНверсии». Новых достижений, долгих лет!»
Игорь Прусаков, журналист «ИНверсии» в 2000-2002 гг.
Ирина Нистулей
«Работа в газете «ИНверсия» – это один из самых запоминающихся периодов моей жизни. Это было исполненное радости время, когда мы отчаянно несли прекрасную чушь даже на жёстко табуированные уже сегодня темы. Полновесное счастье и счастливая шиза!
Чисто из интереса я ступила на порог редакции газеты на второй день учебного года. Первый курс, топкая осень, занятия по латыни, комсомольский вожак Дмитрий Коваленко в респектабельном пиджаке. По (не)счастливому стечению коварных обстоятельств первым журналистским заданием, которое мне дали в редакции, стало интервью с Димой Биланом, планирующим концертный визит в Клуб МИЭТа.
Изучать матчасть было некогда: назвался начинающим журналистом – полезай в пекло, круши, ломай, делай орфографические ошибки, запарывай диктофонные записи, задавай неуместные вопросы, вперёд на максималках!
«ИНверсия» была индикатором студенческих настроений, и, несмотря на то, что повестка, стилистика подачи материалов и сами инфоплатформы за 20 лет изменились кардинально, а что-то, чего уж там, безвозвратно ушло в винтаж, это было по-настоящему священное время, когда всё только начиналось, а «принт» был настолько востребован, что самым частым пожеланием от друзей в день рождения издания было классическое «чтоб в вашу газету заворачивали рыбу от Калининграда до Владивостока».
«ИНверсия» презентовала мне два самых ценных подарка – огромный журналистский опыт, позволивший сразу же активно интегрировать его в профессии, и настоящих соулмейтс, которые до сих пор рядом и с которыми съеден не один пуд соли.
Уже 15 лет мои профессиональные чаяния лежат в плоскости пиара и журналистики, и многое из того, что я делаю сегодня, стало возможным благодаря блестяще отточенному ремеслу в газете и людям, с которыми я работала в редакции.
ИНверсия, Happy B-Day и будь всегда!»
Ирина Нистулей, журналист «ИНверсии» в 2003-2008 гг.
Мария Деменева
«В редакции, когда я только пришла туда, я была самая маленькая. Чувствовала себя не в своей тарелке сначала. Постепенно я начала понимать, что «ИНверсия» – это заботливый, тёплый коллектив студентов. Просто прекрасные воспоминания. Это было открытие.
Я сразу напросилась помогать, заявила о себе и грандиозных планах до Школы журналистики. Меня отправили брать короткие интервью и тут же постить их в реальном времени, пока идёт мероприятие. Очень гордилась большим «уловом», познакомилась со многими классными людьми. Уже некоторое время спустя командой от редакции мы начали ходить на интеллектуальные игры в МИЭТе, заняли первое место, получили призы, в том числе «фирменные» синие футболки. Нежный хлопок, большой размер. До сих пор ношу.
Встретила в редакции большую любовь. До сих пор люблю (хе-хе).
Редакция в отдельности как локация оказалась очень уютным местом, где можно выпить чаю, привести туда пару одногруппников во время окна, поиграть в настолки, там даже есть микроволновка и холодильник. Для меня это был приятный бонус, ведь с моей пищевой аллергией поесть в столовке – проблема.
Пока я была редактором, газета так стремительно *вжух* – и превратилась в журнал. Это было тяжело на самом деле. Мы обратились к профессионалу, знающему человеку, дизайнеру Маргарите Щербаковой. Воспользовались накопленным бюджетом редакции, который понемногу даёт университет.
Сдали хорошо ЕГЭ по русскому, любите его – идите в редакцию, не потеряете навык, узнаете много нового. По английскому – будете брать интервью у иностранных гостей со всего мира. Любите рисование, дизайн – «велком». Пиар, тренировка, освоение новых инструментов, редакторов, карьерная лестница. Бонус – soft skills.
Новым журналистам привет!»
Мария Деменева, главный редактор «ИНверсии» в 2018-2019 гг.
Роман Яганин
*Звук плёночного киноаппарата*
Плёнка хрустит и скрежещет. На экране появляется подёрнутое сепией изображение.
Сцена. Первое собрание в «ИНверсии». «М-можна-а войт-ти? Я оп-поздал... Выдавал... Стипендию выд-давал...» «Привет! Проходи, садись. Мы уже начали». В кадре – жемчужная улыбка Ани Белобрагиной (Манохиной).
Плёнка хрустит, изображение меняется.
Первый курс. Посвящение в студенты, база отдыха на Истре. На животе проползаю под какими-то верёвками-испытаниями. Заползаю в тёмную комнату, выползаю из тёмной комнаты. Кураторы обсыпают всех мукой, ничего не видно, эмоции, восторг, экстаз. Только поступил в институт – и тут сразу такое яркое. В голове мысль: «Мука, мука. В статье обязательно надо будет написать про муку».
Второй курс. В редакции холодно, на улице снег и уже темно, глубокий вечер. Тупо пялюсь в 17-дюймовый ЭЛТ-монитор. Изучаю руководство к верстальной программе Quark Express 6.0. В статье сказано, что Великий Бог Вёрстки Малых Изданий одаряет только терпеливых. Завтра моя первая вёрстка. Осталось всего 35 страниц мануала.
Третий курс. На вешалке, на деревянных плечиках, вальяжно висит моё пальто. Сижу за самым лучшим компом редакции, верстаю газету. Потягиваю чаёк из полупрозрачной кружки с принтом, который сам же на ней напечатал. На шкафу стоит идол Бога Вёрстки. Сегодня он благосклонно повернул голову влево – сдачу в печать отложили на сутки. Жизнь удалась.
Плёнка хрустит, изображение дёргается. Год перестаёт иметь значение.
Веду собрание. Ругаюсь на журналистов, что не сдают статьи вовремя и скучно пишут. Паша Вацков всё собрание делает грозный вид и украдкой вычитывает статьи опоздунов. Статей много, а вёрстка опять завтра. Неожиданно. Прямо как зима для коммунальных служб. Готовимся к 10-летию газеты. Нам в этот раз выделили аж целый миэтовский клуб. На сцене будут выступать «Приключения Электроников», а потом мы будем тусить в холле клуба, и у нас даже будет своя дискотека с диджеем. Придёт, по самым скромным подсчётам, человек 100. В редакции, за неделю до мероприятия: «Евгений, нам поручили придумать «арбат» с конкурсами, чтобы развлекать гостей до начала концерта. А мы с тобой ещё даже не начинали. И никаких идей. Полный отстой!» «Роман! Согласен! Полный отстой!» Беру интервью у преподавателя. Он рассказывает, что не пользуется мобильным телефоном, уважает третьих Героев и иногда уходит в свою каморку поиграть, пока студенты делают лабы. Ещё рассказывает много чего интересного про электронику, но я не всё понимаю. Фото преподавателя с роскошными усами а-ля Фредди Меркьюри не влезает на полосу, статью приходится резать по объёму почти в два раза. На экзамене препод так и не накидывает мне полбалла, ухожу с тройкой.
Мы с половиной редакции стоим нарядные в холле концертного зала Храма Христа Спасителя. Девушки в вечерних платьях. Зал роскошный и весь в красных ковровых дорожках. Церемония награждения «Хрустальной стрелы» – конкурса среди молодёжных газет России. Нам в этот раз дали что-то типа «Лучшее студенческое издание». Признание и слава! Заодно наградили мою статью про помойки, которую я как-то случайно написал, пока ехал с работы в электричке. Оставляю наградную статуэтку в редакции, хотя она и очень нравится моей бабушке.
Стою на кафедре в лекционной аудитории. Затираю новому набору Школы журналистики про сторителлинг в статьях и про то, что писать надо не уныло. Привожу в пример Хемингуэя и Стивена Кинга. Распинаюсь про линию напряжения истории и эффектно с размаху хлопаю по кафедре рукой, чтобы обозначить эффект кульминации. Студенты на этом месте вздрагивают и пугаются. Раздаю раздатку с весёлым скелетом. По-моему, они всё равно ничего не запомнили.
Пишу на работе техническое задание по ГОСТу. Слежу за ритмикой текста. Максимально убираю из текста местоимения и избегаю страдательного залога с мыслью:«Главред бы на вычитке не одобрил!» Разбиваю текст на короткие предложения. Искренне надеюсь, что заказчику приятно читать мои ТЗ. Можно уйти из «ИНверсии», но «ИНверсия» не уйдёт из тебя. Поселилась где-то в небольшом уютном уголке и живёт там все эти годы. Кушать не просит, а тепло приносит.
Плёнка хрустит, экран чернеет. Идут титры.
В главных ролях: АМ, АМ, АЗ, ПВ, СК, СИ, АЛ, ЮЧ, ТШ, СТ, ЛГ, АА, ОС, ИЕ, ЖБ, НЧ, ММ, ОЛ, ИВ, СШ, ЛС, КА, АМ, ЛК и многие-многие другие.
Режиссёр: ДГ.
Плёнка хрустит сильнее. На экране мелькает последняя фраза: «За КСЗГ!»
Изображение обрывается, остаётся только белое полотно проектора и свистящий звук киноаппарата, мотающего впустую.
Спасибо всем, кто был там. Ребята, вы супер! Счастья вам и всем, кто зачем-то дочитал до конца.
Роман Яганин, автор «ИНверсии» в 2007-2011 гг., верстальщик с 84 по 103 номер.
Алексей Смагин
«Ещё до поступления в университет я интересовался программированием и медиа, в школе был главредом онлайн-журнала, который мы делали с десятками людей из разных стран и городов России. В 2014 году я стал куратором Школы журналистики газеты «ИНверсия», с начала 2015-го – выпускающим редактором, а во второй половине 2015 года – главным редактором.
Для меня это был новый профиль, новый уровень ответственности и новые жанры. Работать в «ИНверсии» было сложно, потому что задач было много, хорошо совмещать их с учёбой – не всегда возможно, но мне всегда было дико интересно этим заниматься. К моменту окончания бакалавриата я уже сам не понимал, чего хочу больше – делать медиа или работать программистом. Хорошо, что я нашёл сферу, где могу комбинировать все свои навыки (Алексей работает дата-журналистом – см. интервью в выпуске №199 – прим. ред.).
Думаю, при мне у редакции действительно была особенная жизнь, но это всегда совокупность большого количества факторов. В тот момент мы уже наловчились проводить и анонсировать Школы журналистики, и к нам стало приходить большое количество талантливых ребят. Будучи куратором ШЖ (Школы журналистики – прим. ред.), я старался
внимательно относиться к каждому участнику и следить за его успехами, находить наиболее активных и как можно раньше подключать их к работе в редакции и редакционной жизни.
Например, Женю Давыдову (выпускающего редактора в 2017-2018 годах) я уже спустя несколько занятий позвал на освещение ГТО и часто приглашал в редакцию на чай в надежде, что ей здесь понравится и она останется у нас писать. Так и вышло.
2016-2017 годы были, наверное, самыми успешными по составу. У нас было очень много корреспондентов (на самые главные планёрки приходило по 30 человек, и в то же время сформировался костяк из ~10-15 человек, которые посещали редакцию постоянно).
В аудитории 1202а наконец-то появилась жизнь. Каждую перемену сюда непременно приходило несколько человек – выпить чаю, сделать домашку или обсудить последние новости. Конечно, это благотворно влияло и на рабочий процесс, потому что кого-то из них можно было легче привлечь к одной из редакционных задач.
В тот период у нас было много неформального общения, что было редкостью до того, как я стал главным редактором. Мы часто собирались поиграть в настолки или поесть пиццу, могли компанией рвануть в кинотеатр или к кому-то домой на тусовку.
Снимали ролики поддержки для наших Мисс МИЭТ Насти Мокшиной (участник 2015 года) и Наташи Поповой (победитель 2017 года).
Я стал следить за мероприятиями для студенческих СМИ, и мы с ребятами неоднократно на них ездили – например, на федеральную школу студенческих СМИ в Карелии или Школу научной журналистики на Летней Школе. Это всё сильно влияло на командный дух и желание работать.
В своих сообщениях я неоднократно упоминал чай – и это тоже своего рода мем. В редакции всегда был чай, но его, как правило, было два-три вида. Сначала я купил для чайной полочки свой любимый, но потом как-то увлёкся, и количество новых коробочек с чаем стало резко увеличиваться.
В какой-то момент в редакции стало где-то 50 видов чая, и можно было водить ребят как в музей – на дегустацию новых ароматов. Полочка с чаем в дальнейшем неоднократно появлялась на моих новых местах работы, а сейчас обосновалась у меня дома. Один из чатов редакции так и назывался – «Чайная комната» (это также отсылка к Выручай-комнате и Тайной комнате из «Гарри Поттера»).
А ещё я придумал инстаграм редакции «для своих» @inversiamiet, и там можно увидеть кусочки нашей жизни тех лет».
Алексей Смагин, автор «ИНверсии» 2013-2017 гг., главный редактор в 2015-2017 гг.
Конечно, хотелось дать слово многим другим замечательным людям, трудившимся над выпусками «ИНверсии», но все истории не смогут уместиться на страницах номера. Надеемся, что в октябре мы вместе соберёмся на праздничном торжестве в честь юбилея. До встречи!
Анна Белобрагина